В одном из спектаклей Евгения Гришковца есть занимательная сценка визита английских морских офицеров на немецкий дредноут. Моряков проводят по кораблю и показывают последние чудеса немецкой военной техники. Всю экскурсию слышатся только удивлённые возгласы:
- Вот это да!
- Это вы удачно придумали!
- Хо! А до такого, нашим-то ещё далеко, будьте уверены!
И уже несколько позже, отчалив на катере в своё расположение, английские офицеры, раскурив сигары, делятся впечатлениями:
- Ну как вам немецкий корабль?
– Да полное говно!!!
Естественно, что проверить, чьи корабли лучше можно было только эмпирическим методом. И иногда звёзды, случайное стечение обстоятельств, злой рок или ещё какая стихия предоставляли морякам такую возможность. В этот раз в холодных водах Атлантики предстояло встретиться равным по составу соединениям. Каждый из кораблей входящий в их состав в определённое время мог считаться гордостью своего флота.
Линкор «Принц Уэльский» (типа «Кинг Джордж V») был долгожданным кораблём, спроектированным и построенным после длительного перерыва (заказ на строительство линкора был выдан в 1936 году, вошёл в строй Королевского флота в 1941 году). Корабль строился с учётом полумифических соглашений, ограничивающих орудия главного калибра 356-мм. Естественно, что броневой пояс «Принца» был также рассчитан на защиту от снарядов 356-мм (бронировали то от нормальных людей, а не от отморозков!!!). Английские джентльмены ещё наивно полагали, что их пример заставит и другие страны согласиться на ограничение калибра. Имперское правительство даже и не подозревало, что американцы с японцами уже давно наплевав на соглашения клепали в своих «мастерских» новые линкоры (самураи – «Ямато» с 460-мм орудиями главного калибра, американцы «Айову» с 406-мм, причём американские орудия по своим по баллистическим характеристикам приближались к 467-мм). Тем не менее, тревожные известия всё-таки дошли до англичан, что заставило их усилить схему бронирования линкора. Однако, всё что удалось сделать – убрать два орудия главного калибра, за счёт чего несколько увеличить вес брони. Таким образом, линкор «Принц Уэльский» сразу после спуска на воду можно было смело списывать в разряд устаревших. Кроме того, линкор имел большое количество «детских болезней», которые так никогда и не были устранены (в частности крайне не надёжные башенные установки).
Линейный крейсер «Худ» имел статус символа Королевского флота (заложен в 1916 г., спущен на воду в 1918 г.). По проекту «Худ» представлял собой продолжение целого семейства скоростных линейных крейсеров с мощными 381-мм орудиями главного калибра. По задумке адмирала Джона Фишера крейсера должны были действовать в авангардах боевых эскадр, связывая противника боем, до подхода основных сил. Это было сочетание огромной огневой мощи и скорости, в ущерб броневой защите. Однако под воздействием «синдрома Ютландского сражения», в котором погибли три однотипных собрата «Худа», при проектировании и строительстве крейсер был подвергнут столь обширным изменениям, что его итоговый вариант имел мало чего общего с начальной задумкой.
Английские инженеры попытались в одном проекте совместить несовместимое - огневую мощь, скорость и броневую защиту. В итоге получился «гадкий лебедь» до самого конца вызывавший споры, к какому классу кораблей его отнести – линкорам или линейным крейсерам.
Корабль в целом получился сбалансированным. Однако, отсутствие специализации не позволяло использовать его как в соединении тихоходных дредноутов, в силу слабого бронирования и избыточной скорости, так и в соединении быстроходных линейных крейсеров, уже из-за избыточной для кораблей этого класса брони, которую в то же время сами англичане признавали «картонной» (особенно палубную броню). С момента ввода в строй линейный крейсер «Худ» оказался сомнительной боевой единицей, опоздавшей к тем сражениям, для которых создавался, а отсутствие модернизаций в предвоенные годы делало его откровенно устаревшим.
Линкор «Бисмарк» (заложен в 1936 г., спущен на воду в 1939 г.) по праву можно назвать символом возрождения германского флота, кораблём реванша. Это был первый полноценный линейный корабль пополнивший ряды Кригсмарине со времён Первой мировой войны.
Изначально проект «Бисмарка» представлял собой «карманный линкор», предназначенный для прорыва на океанские просторы и ведения «рейдерских» операций против торгового флота противника. Однако пришедшие к власти нацисты призвали инженеров отбросить все ограничения и пойти по пути создания полноценного линкора, без оглядки на прежние договорённости.
В качестве основного вооружения на «Бисмарке» было установлено восемь 380-мм орудий главного калибра, размещённых в четырёх башенных установках. Орудия позволяли вести огонь 800 кг снарядами на дальность свыше 36 км. Корабль был закрыт чрезвычайно развитым броневым поясом включавшим главное и дополнительное бронирование. Теоретически броня должна была выдерживать попадание 380-мм снаряда с расстояния до 30-км и попадание торпеды с весом заряда 250-кг тротила. Скоростные характеристики линкора были сопоставимы с характеристиками быстроходных английских крейсеров.
В целом линкор «Бисмарк» мог не только на равных потягаться с любым линейным кораблём своей эпохи, но и имел все шансы на победу при встрече с ударным соединением противника. В то же время, в процессе конструирования корпуса линкора были допущены ряд ошибок, которые в конечном счёте и привели к гибели «Бисмарка», к чему можно отнести малый диапазон остойчивости, по сравнению с зарубежными кораблями подобного класса.
Тяжёлый крейсер «Принц Ойген» (заложен в 1936 г., спущен на воду в 1938 г.) изначально разрабатывался как классический рейдер, предназначенный для автономных действий на морских коммуникациях противника. Однако с приходом к власти нацистов концепция создания крейсера была изменена. Теперь это был универсальный корабль способный действовать как в кильватерных колоннах боевых эскадр, так и в качестве волка-одиночки на океанских просторах. В основу создания крейсера легли многозадачность и ставка на передовые средства обнаружения и управления огнём. В погоне за универсальностью «Принц Ойген» был буквально напичкан радиоэлектроникой, вычислительными центрами главного и вспомогательного калибра, дублированными командно-дальномерными постами и авиаоборудованием, что заметно съело полезную нагрузку. Для обслуживания этого оборудования на крейсере был размещён экипаж аномально большой численности - до 1600 человек.
В целом проект тяжёлого крейсера оказался не самым удачным и крайне дорогим. «Принц Ойген» отличался довольно слабым вооружением (восемь 203-мм орудий главного калибра) и посредственным бронированием. На коротких дистанциях серьёзную угрозу для крейсера представляли даже лёгкие крейсера, вооружённые 152-мм орудиями. Среди положительных качеств проекта можно отметить поразительную живучесть корабля. Интересно, за всю свою длительную службу «Принц Ойген» не потопил ни одного вражеского судна. Карьеру крейсер закончил у атолла Бикини, при испытаниях американского атомного оружия.
23 мая 1941 года в Датском проливе недалеко от берегов Гренландии наблюдатели английских крейсеров «Норфолк» и «Саффолк» обнаружили отряд немецких кораблей в составе линкора «Бисмарк» и тяжёлого крейсера «Принц Ойген». На «Бисмарке» попытались отогнать противника залпом, при этом повредив собственный радар. Английские крейсера поспешили укрыться в тумане, успев сообщить информацию о противнике, которой и воспользовался вице-адмирал Холланд, выводя свои корабли на ударную позицию.
Около 6 утра 24 мая 1941 года соединение адмирала Холланда в составе линкора «Принц Уэльский» и линейного крейсера «Худ» вошло в соприкосновение с немецкими линейными кораблями адмирала Лютьенса. Расстояние между противниками составляло 18 миль и продолжало стремительно сокращаться. На стороне англичан было позиционное преимущество и перевес в стволах тяжёлой артиллерии, на стороне немцев была лучшая система бронирования.
Командующий английским соединением адмирал Холланд допустил ряд непростительных ошибок. В голове кильватерной колонны был поставлен «Худ», заметно уступавший «Принцу Уэльскому» в надёжности бронирования. Кроме того, обладавший значительным преимуществом в скорости линейный крейсер должен был плестись вместе с тихоходным линкором, что лишало его свободы маневра. Корабли шли неоправданно близко друг к другу. Продолжая сокращать расстояние, Холланд вывел соединение практически на дистанцию кинжального огня немецкой артиллерии.
Корабли открыли огонь практически одновременно. На английских кораблях плохо работал радиолокатор, в результате чего англичане так и не смогли опознать, где у немцев линкор, а где крейсер. Путаница привела к разбросу огня английских орудий. Вдобавок ко всему на «Принце Уэльском» отказала одна из орудийных башен.
Немцы действовали более собранно. Открыв огонь с расстояния 10 миль, они сразу сосредоточились на головном корабле противника – линейном крейсере «Худ». Немцам хватило двух минут, чтобы пристреляться и с третьего залпа им удалось накрыть цель.
На восьмой минуте боя «Худ» потряс взрыв чудовищной силы. Находившийся на расстоянии полумили «Принц Уэльский» был буквально засыпан обломками крейсера. Германские снаряды, обрушившись на корабль почти вертикально, пробили палубную броню и взорвались в пороховом погребе. Над «Худом» пронёсся огненный смерч, крейсер разломился и стремительно скрылся в волнах. Из команды в почти полторы тысячи человек удалось спастись только троим. Вместе с командой ушёл в пучину и командующий соединением вице-адмирал Холланд.
За время боя «Принц Уэльский» получил восемь серьёзных попаданий. На нём заклинило две орудийные башни главного калибра и снесло ходовой мостик. Командир приказал поставить дымовую завесу и покинул поле боя.
Отряду адмирала Лютьенса в условиях плохой погоды понадобилось менее четверти часа, чтобы нанести поражение равноценному британскому соединению. При этом один из кораблей противника был уничтожен. Англичанам удалось добиться трёх попаданий в "Бисмарк". Один из снарядов вскрыл топливные цистерны линкора. Жирный нефтяной след, тянувшийся за кораблём, в дальнейшем так и не позволил "Бисмарку" уйти от преследования. Тем не менее, бой в Датском проливе вошёл в военно-морскую историю как самое скоротечное сражение между линейными силами.
В продолжение темы "стальных монстров", хочу предложить Вам ещё статьи о флоте:
ДВОРЕЦ ДЖИННА. ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ "ЭДЖИНКОРТ"
ПОСЛЕДНЯЯ НАДЕЖДА ИМПЕРИИ. ПОДВОДНЫЕ АВИАНОСЦЫ I-400
ПОДВОДНЫЕ МОНСТРЫ АДМИРАЛА ФИШЕРА.
СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ ПОГРОМ. ПЕРВОЕ БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ УПРАВЛЯЕМЫХ АВИАБОМБ
АВИАНЕСУЩИЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР "СЮРКУФ" (ЧАСТЬ 1).
АВИАНЕСУЩИЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР "СЮРКУФ" (ЧАСТЬ 2)
НОЧЬ "ДЛИННЫХ МЕЧЕЙ". СРАЖЕНИЕ ПРИ ТАССАФАРОНГЕ.
Спасибо что дочитали до конца. Если понравилась публикация ставьте "лайк" и будете видеть посты чаще. И конечно же, подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного.