О принципе наилучшего исполнения клиентских заявок
Развитие финансового рынка ведёт к последовательному развитию его регулирования. С целью защиты клиентов от недобросовестных практик и повышения прозрачности рынка, что в конечном счёте должно привести к его росту, регуляторы устанавливают новые требования к финансовым посредникам. Одним из них является принцип наилучшего исполнения — best execution.
Согласно нему, брокеры должны принимать разумные меры по исполнению поручений своих клиентов на лучших из имеющихся условий. Такое заявление можно трактовать очень широко, поэтому на практике каждый брокер должен установить собственную политику, в соответствии с которой он определяет существенные параметры и порядок исполнения поручения по лучшим из доступных условий.
В мировой практике принцип best execution ввёл европейский регулятор в директиве по финансовым рынкам MiFID.
В настоящее время выпущена уже вторая редакция этих правил.
Давайте поймём, что стоит за этим красивым названием.
В компании должен быть единый недискриминирующий стандарт исполнения поручений клиентов, что значит, при прочих равных условиях поручения двух клиентов должны исполняться схожим образом. Розничные клиент А и клиент Б, подавая схожие поручения, должны получить схожие результаты, вне зависимости от размера своего портфеля.
Основными факторами исполнения поручения являются:
- Цена;
- Срок исполнения/длительность расчётов;
- Возможность исполнения поручения в полном объёме;
- Сопутствующие расходы (комиссия, стоимость расчётов, услуги посредника и т.д.);
- Риск признания сделки нелегитимной;
- Выбор надёжного контрагента.
В частности, если поручение подаётся на биржевую сделку, то заявка исполняется по условиям организатора торгов, в которых в явном виде определены все существенные правила заключения сделок.
Однако, если поручение подаётся без указания площадки, предполагается, что брокер, ориентируясь на доступные ему возможности, исполнит поручение наилучшим образом. При этом, если клиент явно не указал конкретные условия и приоритетность факторов (цена, срок исполнение и т.д.), брокер самостоятельно определяет их в каждом конкретном случае.
Цена обычно является ключевым фактором. Но когда речь идёт о внебиржевом рынке, где нет формализованных правил и инфраструктуры для расчётов, в условиях высокой волатильности на первое место может выйти своевременность исполнения поручения и скорость проведения расчётов. С другой стороны, на неликвидном рынке сам факт заключения сделки на полный объём может являться определяющим.
Брокер, получивший поручение клиента, с учётом особенностей актива и категории клиента анализирует доступные ему способы исполнения: запрашивает котировки и условия расчётов у контрагентов и вышестоящих брокеров, оценивает возможность исполнения на биржевом рынке. После этого брокер выбирает наиболее подходящий для клиента способ исполнения.
Российское регулирование также идёт по пути повышения прозрачности рынка. В 2018 году Банк России выпустил базовый стандарт совершения брокерами операций на финансовом рынке. До этого были аналогичные попытки на уровне саморегулируемых организаций.
Стандарт устанавливает требования к порядку исполнения поручений клиентов на наилучших условиях. Каждый брокер разрабатывает и публикует на своём сайте политику наилучшего исполнения, с которой может ознакомиться любой желающий.
В базовом стандарте Банка России есть положение (п.2.8), которое приравнивает заключение сделки на биржевых анонимных торгах автоматически к наилучшему исполнению поручения клиента. Однако стоит отметить, что биржевые площадки не всегда являются источником лучших условий.
В мире существуют площадки, которые называются ECN (Electronic Communication Network). Они объединяют торговую информацию от дилеров, брокеров, организаторов торгов и предоставляют пользователю лучшую цену (при условии схожих параметров расчётов). Если заявка клиента другого брокера является лучшей по цене, то нет большого смысла осуществлять сделку через биржу, платя комиссию, площадка сводит заявки трейдеров напрямую. Таким образом, для конечного потребителя могут сократиться издержки и повыситься ликвидность. Конечно, в таких условиях нет центрального контрагента в качестве гаранта, могут быть сложности с расчётами, но это вопросы технологического обеспечения и отбора надёжных контрибьютеров.
В России в 2013 году стартовал проект создания системы Best Execution на базе некоммерческого партнёрства РТС. Предполагалось объединение ликвидности крупнейших российских брокеров, Московской и Санкт-Петербургской биржи (а в будущем и иностранных) для предоставления клиентам инструмента повышения эффективности. К сожалению, в настоящее время проект не реализован на практике в задуманных масштабах.
Источник: https://journal.open-broker.ru/economy/best-execution/