Калифорнийское солнце нещадно пробивалось сквозь окна. Воскресенье, 8:50 утра.
Мы в тот раз гостили у русско-американской семьи, 52-летнего Юджина и его жены-ровесницы, Ольги. Я помогала накрывать на стол: пузатая бутылочка с кленовым сиропом, баночка клубничного джема и другие атрибуты традиционного американского завтрака.
— На Юджина можешь не накрывать, — остановила меня она. — Его нет дома.
Я удивилась. Выходной, 9 утра. Я была уверена, что Юджин еще не проснулся. Ну или возится в саду.
— Скоро всё увидишь, — загадочно улыбнулась Ольга, увидев мое замешательство.
Через час в дом зашел, даже почти вбежал Юджин, бодро напевая какую-
то песенку. И тут же поставил перед нами огромную коробку. На меня поглядывали десять ароматных, жирненьких пончиков. Розовая, шоколадная, белая, зеленая глазурь — от разноцветия уже рябило в глазах. Рядом с коробкой Юджин гордо водрузил белый стакан с надписью Dunkin' Donuts.
Оказалось, что в городе открылась новая кофейня, и первым 300 покупателям выдавали в подарок термостакан.
— Огромная очередь, целая толпа! Но я встал в 6 утра, получил стакан, поучаствовал в открытии!! — радостно говорил Юджин.
Я пребывала в легком шоке. Встать в 6 утра ради бесплатного стакана и открытия кофейни? Юджин, которому 52 года? Который может хоть по десятку таких стаканов каждый день покупать?! Я однозначно чего-то не понимала.
Однако удивительное ждало меня дальше. Его жена радостно засмеялась.
— А я знала, что ты так отреагируешь! Многие недавно приехавшие удивляются этому. Но так делают многие американцы! И дело тут не в бесплатном стаканчике. Они стремятся так поддержать новый бизнес.
Моё замешательство усиливалось. Юджин тут же бросился объяснять.
— Понимаешь, для нашего города открытие новой кофейни — только плюс! Больше рабочих мест для людей, больше поступлений в бюджет. Конкуренция вырастет, а значит и стимул для других лучше работать! — он начал активно размахивать руками. — То, что сделал я — очень небольшой вклад. Но своей покупкой, приходом на открытие я поддержал новый бизнес!
В его словах послышалась гордость. Юджин довольно улыбнулся и потянулся за пончиком в шоколадной глазури.
Я все еще пребывала в легком удивлении. Спустя время действительно заметила, что поддержать новую кофейню/пиццерию/магазин таким способом привычно и для других живущих здесь людей.
Мой знакомый недавно открыл мувинговую компанию, службу переездов. Отзывов на Yelp у него вообще не было. Yelp — это социальная сеть, где люди размещают отзывы о магазинах/ресторанах и других видах бизнеса, оценивают уровень предоставленных услуг. И многие при выборе той или иной компании руководствуются именно этими отзывами.
Знакомому без этих позвонили буквально через день. И заказали переезд. При встрече американец лет 40, предприниматель, сказал ему так:
— Чувак, я тоже когда-то открывал компанию, и у меня ещё не было отзывов. И я понимаю, что ты проходишь то же самое. Так вот, мне просто захотелось тебя поддержать!
P. S. Я не говорю, что так поступает каждый житель Калифорнии. Но прийти на открытие, поддержать новый бизнес здесь, особенно если это магазин/кафе, привычно для многих, особенно для жителей небольших городов. До сих пор удивляюсь этому.
***
Если вам было интересно - ставьте лайк. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить ничего интересного. С благодарностью, Лена Лукашова.