Найти тему
ReadRate

«Эверест»: фильм и книга, два варианта одной истории

Международная экспедиция на Эверест 1996 года обернулась большой катастрофой. Реальный сюжет лёг в основу фильма «Эверест» и книгиучастника восхождения Анатолия Букреева, которую издательство «ЭКСМО» переиздало накануне премьеры.

Зачем люди покоряют Эверест? Зачем бросают устроенные жизни и отправляются навстречу смертельной опасности? Чтобы доказать себе и окружающим, что они могут нечто большее, чем изо дня в день ходить на работу, препираться с женой по пустякам и воспитывать детей? В начале 90-х годов на высочайшую точку Земли начали ходить коммерческие экспедиции. Отличная физическая подготовка, решимость и несколько тысяч долларов – и вот вы уже не просто обыватель, а участник альпинистской группы.

Совершенно реальная история, которую бурно обсуждали в конце 90-х, легла в основу фильма исландского режиссёра Бальтасара Кормакура. Кому, как не исландцу, браться за фильм о коварной природе? Весной 1996 года две группы планировали путешествие на Эверест. Первую возглавлял Роб Холл (актёр Джейсон Кларк) – классический альпинист с твёрдым характером, оставивший дома беременную жену (Кира Найтли). Он тщательно подбирал себе группу, в которой собрались самые разные люди: от обычного почтальона (Джон Хоукс) до опытной альпинистки (Наоко Мори), покорившей не одну вершину. Параллельно к восхождению готовилась вторая группа – чересчур уверенного в себе альпиниста Скотта Фишера (Джейк Джилленхол). 11 мая обе экспедиции, полные планов, начали свой путь. Организаторские ошибки и внезапная буря оборвали жизни восьми человек.

Стоило ли рисковать жизнью ради амбициозных планов? Могут ли даже самые подготовленные альпинисты брать на себя ответственность за жизнь и здоровье других людей? Стоило ли коммерциализировать Эверест – всё-таки это не за хлебом в соседний магазин выйти? В фильме Кормакура не будет размышлений на эту тему. Режиссёр создал в первую очередь фильм о героизме и преодолении. С одной стороны – страшная в своей непредсказуемости природа. Пейзажная часть фильма кажется настолько реальной, что можно заработать сердечную аритмию от высоты и обморозить лицо от сильного ветра, бьющего с экрана. Космические ощущения, недаром фильм стал сенсацией Венецианского кинофестиваля. С другой стороны – люди из экспедиции, и каждый из них – безусловный герой.
Стоило ли рисковать жизнью ради амбициозных планов? Могут ли даже самые подготовленные альпинисты брать на себя ответственность за жизнь и здоровье других людей? Стоило ли коммерциализировать Эверест – всё-таки это не за хлебом в соседний магазин выйти? В фильме Кормакура не будет размышлений на эту тему. Режиссёр создал в первую очередь фильм о героизме и преодолении. С одной стороны – страшная в своей непредсказуемости природа. Пейзажная часть фильма кажется настолько реальной, что можно заработать сердечную аритмию от высоты и обморозить лицо от сильного ветра, бьющего с экрана. Космические ощущения, недаром фильм стал сенсацией Венецианского кинофестиваля. С другой стороны – люди из экспедиции, и каждый из них – безусловный герой.

Морально-этическая сторона истории хорошо описана в книге «Эверест. Смертельное восхождение» знаменитого альпиниста Анатолия Букреева. После той экспедиции он прожил всего полтора года, а затем погиб под снежной лавиной на Аннапурне, одном из восьмитысячников в Гималаях. Но в соавторстве с Вестоном ДеУолтом успел описать свою точку зрения на происшедшее. Часть участников экспедиции обвиняла Букреева в том, что именно он слишком рано начал восхождение. В то же время альпинист лично спас троих человек. Автор много пишет о полной неподготовленности обеих экспедиций и безрассудности их руководителей. Героическая и нравственная сторона трагедии, книга и фильм хорошо дополняют друг друга.

Источник:
https://readrate.com/rus/news/everest-film-i-kniga-dva-varianta-odnoy-istorii