Лет десять назад, когда я работал в отделении неврозов, ко мне поступил молодой парень, ученик 10 класса. Привела его взволнованная мама. Она воспитывала сына одна. Много работала, поскольку заработная плата у нее была невысокой.
Оба описывали депрессивную симптоматику – пониженное настроение, отсутствие интереса к происходящему вокруг, нарушение сна. Парень достаточно быстро в отделении освоился, стал общительным, играл на гитаре. Ни следа депрессии!
Однако через месяц после выписки мама привела его вновь:
- Его ничего не интересует, он не может заставить себя учить уроки, не ходит в школу, не в силах помочь мне по дому.
И вновь «депрессивную сиптоматику» как ветром сдуло через пару дней.
Надо отметить, что в промежутке между госпитализациями я встретил своего пациента в бассейне в компании молодых людей, но он предпочел меня не узнать. Кроме того, он обмолвился, что сильно ушибся на катке.
Значит, не ко всему он утратил интерес, а только к учебе и домашним обязанностям?
Я стал его увещевать относительно того, что если он не получит образования, он не сможет претендовать на интересную и денежную профессию. И если он не желает трудится, то будет сидеть на шее матери, а мама скоро выйдет на пенсию, и неизвестно, сможет ли работать дальше, так как здоровье ее ухудшается.
Он слушал меня с серьезным видом, кивал и поддакивал в нужных местах моего выступления. Но у меня сложилось впечатление, что говорил я впустую, хотя и правильные вещи.
«На что же он собирается жить дальше, ведь парень не глупый и должен все это понимать?» - думал я.
А затем мне санитарка рассказала об интересном разговоре с этим молодым человеком. Она заговорила с ним, когда он тщательно причесывался перед зеркалом.
- Вот за внешностью-то ты следишь, а учиться не хочешь, - сказала она ему.
- А зачем мне эта учеба? - вопросом ответил он.
- А как же ты потом работать будешь?
- А зачем мне работать? - улыбнулся паренек.
- А деньги откуда возьмешь? - не отставала от него санитарка.
- Найду богатую женщину постарше меня, я буду с ней жить, а она меня содержать, - без тени смущения поведал он ей о своих планах на жизнь.
И у меня все стало на свои места. Если он планирует быть на содержании у богатой женщины, то профессия ему не к чему, логично, что он тщательно следит за своей внешностью и занимается спортом. Я понял, что он не нуждается в психотерапии.
Дальше я занимался тревогой матери по поводу здоровья и перспектив сына. Больше он в отделение не поступал.