Мы живём в обычном обществе, где взаимодействуют разные люди, с разной организацией своей жизни; связи и отношения между людьми многообразны, как многообразны их общности и взаимодействия. В этом основа общества. Человек развивается сам, взаимодействуя в обществе исходя из своих социальных и сущностных свойств.
Катя жила, как все, т.е. обычной жизнью: школа, институт, семья, дети, работа. В принципе всё хорошо, т.к. это её выбор, её жизнь. Она ведёт адекватный образ жизни, можно даже сказать полезный для нормального функционирования общества. И всё хорошо, только Катя постоянно всем твердила о правильности своего бытия и всех воспитывала по своему примеру. При этом Катя никому не говорила о других моментах своей жизни. О том, что получала статус бакалавра больше десяти лет, потому что, не смотря на красный диплом в школе, Катя рано вышла замуж и перевелась на заочное, выбрав при этом в мужья аморального и подлого человека. Сознаться родителям и друзьям, что он её регулярно бьёт было не удобно и стыдно, как-то это не соответствует образу, который ей пророчили любящие родители. При этом Катя не стеснялась постоянно брать деньги на учёбу у родителей, которые тратила на продукты, так как любимый муж зарабатывал мало. Да и на море хотелось выбраться хоть иногда, а то перед обществом как-то не удобно, как бывшей отличнице ей хотелось, чтобы всё было как у всех. Так и сидит Катя на шее у своих родителей. В погоне за правильностью, Катя становится всё завистливее и злее, детьми Катя не занимается, и всем гордо заявляет, что её дети растут самостоятельными. Родители Кати в ней души не чают. Умница, отличница. А когда Катя начинает рассуждать о жизни, родители с гордостью заслушиваются, отдавая последние деньги своей великовозрастной детине, помочь же надо, и детей у неё двое и муж плохо зарабатывает, жалко же.
Марина была второй в семье. С детства Марина росла сама по себе, так как всё восхищение и гордость родителей достались старшей любимице. Марина не расстраивалась по этому поводу, так как привыкла к этому и считала это нормой. Марина хорошо закончила школу, институт, удачно вышла замуж и родила двух детей. При этом родители постоянно тянули с Марины деньги для бедной и несчастной Кати, которую родители при этом непременно ставили Марине в пример. Сделав карьеру по специальности уже к тридцати, Марина решила пуститься в свободное плавание, осваивая при этом новые навыки и профессию (деньги позволяли, квартиру купили, да и дети уже подросли). Марина уволилась с государственной службы и стала фрилансером. Получив профессиональную идентичность в сфере юриспруденции, Марина позволила себе право на личную идентичность. И как ни странно, осуждению Марины со стороны окружения не было предела, друзья и родственники не понимали Марину и отнеслись к её поведению пусть не как к маргинальному, но как конформистскому точно. Марина вышла за рамки общественного воззрения, ломая всего лишь метод зарабатывания денег, сложившийся традиционно в обществе. При этом возложив на себя большую ответственность - за свободу надо платить. В офисе легче, нет нужды переживать за бюджет организации, ведь свою заработную плату в конце месяца получишь в любом случае. Родители осуждали Марину, они не смогли принять то, что Марина выделилась, не стала «делать как все». А когда Марина перестала тянуть всех родственников, которые к тому времени уже привычно требовали денег с неё на свои нужды, и вовсе отказались от неё.
Сознанию российского общества присущ взгляд на обязательные предписания, свойственный для обществ патриархального типа, когда право рассматривается как средство принудительного осуществления минимального добра. Именно поэтому выбор Марины на личную идентичность и свободный труд, не соответствующий традициям общества, вызвали негативное отношение окружающих. Российские традиции и ценности всегда ставили подчинение личности обществу и власти. Советское общество также нанесло урон развитию личного сознания и осознанности. И это, не считая нравственных аспектов в сложившейся ситуации, когда родители до старости тянут ребёнка и когда «умная» женщина терпит семейное насилие с гордостью. Это обусловлено также нашей российской реальностью. Об этом в других постах.