Найти тему

Кейптаун: первый звонок

Нам, живущим в благополучных городах, разговоры о климатической катастрофе часто кажутся чем-то очень отвлеченным и практически нереальным. Чем-то вроде сцен из очередного фильма про падение астероида - посмотрели и забыли. А между тем, сценки из Mad Max уже совершенно реальны в некоторых местах на планете. И если там по улицам еще не носятся уродливые автомобили с отморозками за рулем, то декорации уже поставили. Так что, наше спокойствие временно.

В прошлом году перед Кейптауном впервые нарисовалась перспектива остаться без воды. Ну то есть совсем без воды. Были разработаны разнообразные планы рационирования, весь город оклеили плакатами, призывающими экономить воду. До полного осушения не дошло. С тех пор воды больше не стало, и город пытается жить в этих условиях.

Совсем недавно туда съездил корреспондент Financial Times Simon Kuper. Все верно, пишет он. Воды нет. Ванна в квартире воспринимается как артефакт исчезнувшей цивилизации, которым больше никогда не придется воспользоваться. На душ отводится 2 минуты, замечтаешься - выключит таймер. По всему городу постеры с призывами экономить, экономить, экономить.

Суточная норма - 50 литров на человека. В прошлом году город был готов включить ограничение до 25 литров, если водозаборы пересохнут, но пока бог миловал, и Day Zero, День Ноль не объявили.

В городе все разговоры о воде, экономия стала нормой, даже несмотря на то, что водохранилища немного наполнились.

Но конечно, не только изменения климата являются виной кейптаунского кризиса. Западные журналисты так боятся обвинений в нетолерантности, расизме и разных других модных грехах, что пишут свои сообщения словно шифровки, осторожно и поминутно оглядываясь. Однако, читая между строк, мы узнаем о дырявых трубах, бесхозных плотинах, варварском заборе воды для полива и хищнической эксплуатации подземных пластов. Получается, что дело не только в пересохших реках. Напрашивается сравнение с Йоханнесбургом. При одинаковой численности населения, Йоханесбург, находящийся в глубине довольно засушливой территории, и не имеющий океанского побережья, справляется более успешно.

Как говорится, гром не грянет, мужик не перекрестится. Он прогремел, и теперь и жители, и даже городские власти смекнули, что нужно что-то делать. Стали латать хозяйство. Но это в Кейптауне, богатейшем африканском городе. Кейптаун и другие большие города даже, если не справятся с проблемой, хотя бы смогут адаптироваться. Вон, так пообвыклись, что даже комедийное шоу по ТВ крутят на водяную тему. Так и называется Day Zero.

А города поменьше обречены. Никто не будет там налаживать водоснабжение. Денег нет, а специалистов (в основном, белых) они заставили уехать. Из этих городов население уйдет.

Сколько сегодня таких населенных пунктов на планете? Сколько их будет через 10 лет? Судя по тому, что человек на ошибках, своих и чужих, не в состоянии учиться, их будет много.

1 миллиона мигрантов из Африки и Ближнего Востока оказалось достаточно, чтобы перевернуть представление Европы о стабильности и комфортности своей жизни. А теперь представьте, что пойдут по дорогам не 1, а 100 миллионов. Они уже пакуют дорожные сумки.