Этот самолет вызывает самые теплые чувства своим уникальным видом и схожестью с любимым многими персонажем из детства, которого нашли в коробке с апельсинами и который чебурахался )).
Каждый раз, видя его, невозможно оторвать взгляда и хочется снимать и снимать его. По моему его вид никогда не приестся для наблюдения. Ведь реальный Чебурашка )
В свое время Ан-72 создавался по заказу ВТА СССР (Военно-транспортная авиация ) для замены устаревшего Ан-26. Задачами разработки самолета ставились увеличение грузоподъемности, укороченные пробеги при взлете и посадке.
Для значительного увеличения грузоподъемности решили использовать оригинальную конструкцию расположения двигателей - фактически над крылом. За счет такого расположения - теплый поток газов, с высокой скоростью выходящий из двигателя, проходя над крылом, образует дополнительную подъемную силу. Кроме того такое расположение двигателей дает дополнительную устойчивость самолета в полете.
Итак работы по этому красивому и уникальному самолету начались в 1970 годах. После того как заказчики в лице ВТА одобрили концепцию. Так как самолет планировался и к эксплуатации с коротким пробегом и на грунтовых ВВП, в конструкцию крыла и хвостовой части добавляли усиливающих элементов, что добавляло веса самолету. Для борьбы с весом тогда вместо металлических элементов применили ряд облегченных конструкционных материалов, к титановым сплавам добавили стеклопластиковые материалы с клеевым соединением, в виде сотовых панелей в элементах крыла, и даже углепластики.
При проектировании самолета думали об установке на самолет турбовинтовоых двигателей, в силу их экономичтоности. Но тогда бы терялся эффект увеличения подъемной силы от расположения двигателей над крылом и стало понятно, что смысла в "пропеллерных" нет. И конструкторы обратили внимание на двигатели от Як-42, подходящие по своим характеристикам по размерам и тяги в 6500 кг на взлетном режиме.
К эффекту от расположения двигателей над крылом, за счет обдува крыла , так же на возможность укороченного разбега при взлете\посадке работает развитая механизация крыла Ан-72. Кроме этого между двигателями расположены спойлеры, помогающие стабилизировать самолет при крутой посадке, типа как при посадке по афгански.
Так как одной из особенностей самолета является взлет\посадка с грунтовых\неподготовленных ВВП большое внимание уделили шасси самолета. Поэтому хоть конструкция и считается классической, вместо двух основных стоек со сдвоенными колесами конструкторы сделали четыре независимые стойки - по две с каждой стороны. Так что если одна из стоек выйдет из строя, самолет спокойно приземлится на три стойки. При этом прочность стоек такова, что они выдерживают лайтовое бездорожье на месте посадки, в виде кочек и ям глубиной\высотой до 35см. Кроме этого конструкция основных стоек такова, что при уборке они фиксируются путем опоры на закрытые створки, т.е. при открытии створок они фактически выпадают, что фактически исключает ситуацию с невыпуском шасси. Передняя стойка классическая управляемая, с тем же запасом прочности что и у основных стоек.
Чебурашка может перевозить в своем грузовом чреве грузы массой до 12.5т. В "попугаях" это выглядит так - 32 бойца в полной выкладке, Шишига Газ-66, или несколько УАЗов. Для удобства десантирования грузов рампа имеет режим открытия путем убирания под фюзеляж, при погрузке\разгрузке же на земле она классически опускается.
Экипаж самолета кстати всего 2 человека, штурмана заменила автоматизированная навигационная система, сопряжененная с РЛС.
Первый полет самолет в грузовом варианте совершил в 1977 году, в 1978 уже изготовили 5 предсерийных самолетов. А первый итоговый серийный взлетел аж в 1985 году!
Кстати за время производства у Ан-72 было много различных модификаций, кроме классических грузовой и пассажирской, это были и модификации для МЧС, и патрульные для пограничников, и самолеты РЭР для армии. А еще ему принадлежит рекорд потолка полета для одноклассников - 13410м, при обычных 10км.
Вот такой вот он красавец "Чебурашка" Ан-72.
Как вам самолет?