Найти тему
Я РОДОМ ИЗ СССР

Исчезнувшие предприятия СССР. Саратовский авиационный завод (САЗ) (1931–2010)

Добрый день, друзья! В этой статье я Вам хочу рассказать о Саратовском авиационном заводе, выпускавшем самолеты во время войны после налета немецких бомбардировщиков под открытым небом! Завод, сотрудники которого выпускали потрясающие модели самолетов, имеющие медали на международных выставках. Завод, дававший работу тысячам людей. Завод, которого не стало в 2010 году... После изучения истории советских гигантов промышленности волосы шевелятся на голове от преднамеренности гибели стольких градообразующих предприятий, и оборонно-промышленного комплекса, в том числе...

В 1929 году Советское правительство решило построить в Саратове завод для производства с/х техники, а чуть позже решили перепрофилировать на выпуск комбайнов. 31 декабря 1931 года первый комбайн в торжественной обстановке явился перед празднующими. Это был день рождения завода.

Важнейшим направлением у завода стал комбайн «СЗК», за шестилетку тяжелого труда работа коллектива колоссально воздействовало на развитие сельского хозяйства в Сибири, на Дальнем Востоке и других регионах страны. Создано около 40 тысяч единиц сельскохозяйственной техники.

В 1938 году началась перепланировка цехов завода для производства техники для авиационных технологий. Завод делает самолеты различных конструкторов, от некоторых моделей из-за сложностей производства пришлось отказаться.

-2

С начала лета 1940 года предприятие начало сотрудничать с ОКБ им. Яковлева на долгие годы. Завод за ударную, тяжелую работу награжден орденом Ленина.

Рабочие завода всегда стремились как можно больше создать и выпустить самолетов, от этого САЗ являлся целью фашистов в плане его ликвидации. В июне 1943 года захватчики в ночном авиа налете сбросили на завод более 100 бомб, 70 % площадей было взорваны, 10 цехов сгорели, ликвидировано 60% оборудования и многое другое.

Погибли люди. Но девиз «Все для фронта, все для победы» работал! Спустя 5 дней на заводе приступили к работе над Як-1. Практически через 2,5 месяца завод выпускал столько же самолетов, что и до налета. Вклад завода в победу за все время работы был огромен, и правительство СССР оценило его не раз.

-3

После войны предприятие продолжило сотрудничество со многими ОКБ выпустило много различных моделей, в том числе и реактивных (Як-11, Ла-15, МиГ-15, Ми-4). Последний удостоился золотой медали на международной выставке в Брюсселе.

Завод известен «саратовской системой» бездефектного производства продукции, она распространилась по стране и стала новой моделью оценки качества на производстве методом научного управления.

Завод продолжал освоение все более сложных и новых моделей авиационной техники, а в 1959 году состоялся выпуск зенитной управляемой ракеты С-75, их поставляли в основном в армии зарубежных государств, где триумф советского ракетостроения был неоспоримым и впечатляющим! Только во Вьетнам из было поставлено 7,5 тысячи единиц.

-4

Все последующие годы вплоть до начала 90-х завод занимается развитием и модернизацией авиастроения, и на мировом уровне. Самолет Як-40 признали Италия, ФРГ, допустили его к полетам. В 1968 году на предприятии начали осваивать станки с программным управлением, открыты мемориальные комплекс и музей славы САЗ.

В 1991 году завод стал ЗАО, оставался крупнейшим авиастроительным заводом постсоветской России, имеющий огромнейшие рабочие и технологические ресурсы.

Какое-то время создавались самолеты для внутреннего рынка и для экспорта. Но спрос начал снижаться, накопилась кредиторская задолженность и по зарплате.

-5

Не профессиональные действия директора завода Александра Ермишина усугубили ситуацию. В начале нулевых больше не выпускал самолеты и стал заводом, ремонтирующим и оказывающим техобслуживание, что не могло восстановить финансовую стабильность.

Ермишин не захотел, что бы завод вошел в «Объединенную авиастроительную корпорацию». По перспективному и имеющему шансы на успех проекту «ЭКИП» были прекращены.

В 2005 году началась процедура банкротства. В 2007 году предприятие имело долги, проданные площади завода, отсутствие специалистов и технологий, отремонтирован 1 самолет.

-6

А дальше начинается очень интересная история. С приходом нового руководителя погасили долги по заработной плате, немного восстановили производственные мощности, подписаны несколько контрактов на ремонт и ТО авиатехники.

В 2009 году продана территория для строительства торгового центра ИКЕА за 869 миллионов рублей и этих средств хватало для ликвидации задолженностей перед кредиторами и остановки банкротства. Этого не произошло. Более того, уничтожили заводские строения, склады, сданы на металлом станки.

2010 год – завод на последнем издыхании, из 30 тыс. человек продолжили работу 200. Под началом Фомина случилось ужасное, уничтожен мемориальный комплекс памяти участников ВОВ.

Люди, разрушившие такую махину, присвоили себе награды, и только благодаря полиции их смогли передать в краеведческий музей в Саратове. Изучая материалы по великому заводу становится грустно и страшно от того, что это стало возможным. Теряя и забывая историю мы меняем свое будущее.

Саратовский завод стал единственным в 2012 году, когда производитель авиатехники прекращает свое существование и не обслуживает свою же выпускаемую когда-то технику. Закрыт аэродром, на котором столько проведено испытаний. Есть памятник, посвященный САЗ, один в России. Создана книга «Судьба...». Очень много проведено работы по восстановлению архивов бывшего гиганта.

2 марта 2016 года начато уголовное дело о преднамеренном банкротстве САЗ. Если честно, объективность не представляется возможной и завода не вернуть.