Всегда хорошо рассуждать и критиковать чужие решения на основе постзнания. Мы можем судить о достоинствах того или иного образца, уже понимая, какой же вектор конструкторской мысли оказался самым верным, самым точным. Увы, современники большинства изобретений такой роскоши не имеют и для них оценка целесообразности только одна – натурные испытания. Но тем интереснее спустя какое-то время присматриваться к техническим курьезам и представлять себе те извилистые пути, которые преодолевала конструкторская мысль.
Надо сказать, что в XIX веке, когда бурно развивались промышленность, наука и технологии, в оружейном деле какое-то время наблюдалась сущая анархия. И в этом беспорядочном броуновском движении, точно первые амебы в белковом растворе на заре эпох, сгущались, иной раз, очень необычные варианты компоновки. Собственно, в то время создали унитарный патрон, казнозарядное оружие стало возможным выпускать массово, но вот проблему многозарядности внятно решить не получалось. Вариантов существовала тьма, но все они имели какие-то недостатки. Скажем, подствольный магазин постоянно менял балансировку оружия, классические револьверные барабаны страдали неудобством перезарядки, а многоствольные системы оказались тяжеловатыми для практического применения. Поэтому не стоит удивляться обилию инженерных задумок – каждая из идей решала какую-то свою проблему.
Пока еще было неясно, какой же из патронов (ну, скажем, Боксера, Лефоше или Дрейзе) окажется оптимальным, конструкторы присматривались ко всем вариантам разом, стараясь приспособиться или нивелировать недостатки того, что имелось. И особенно хлопотно это получалось со шпилечным патроном – уж очень мешала и при перезарядке, и в плане обеспечения безопасности, эта выступающая боковая шпилька. Поэтому выдумывали, кто во что горазд. И французы тут оказались такими затейниками, что и сегодня многие их разработки вызывают если не недоумение, то удивление.
Где-то между 1859 и 1862 годом А. Е. Жарр придумал любопытный пистолет под патрон Лефоше. Собственно, это оружие можно отнести к револьверам, но барабан в варианте Жарра являлся прообразом патронной ленты – прямым магазином, таким горизонтальным патронником. И при взводе курка не проворачивался барабан, как в классическом револьвере, а перемещался магазин на одну позицию в сторону. При всей своей спорности схема имела огромное преимущество перед тем, что было известно – простоту смены магазина и скорость перезарядки.
Увы. Оружие получило очень ограниченное распространение – в качестве кабинетного. Для других целей оно подходило мало, поскольку носить такой пистолет со снаряженным магазином оказалось крайне неудобно – стоящий поперек оси оружия магазин безобразно увеличивал габариты. Да и продольная балансировка, резко меняющаяся при стрельбе, восторгов у стрелков не вызывала. Традиционный револьвер все же оказался в этом плане гораздо удобнее и практичнее.
Собственно, УСМ оружия Жарра повторял обычный револьверный механизм двойного действия. То есть перезарядка производилась за счет мускульной силы стрелка, а стрелять можно было как с предварительным взводом курка, так и без него – просто усилие на спуске возрастало на порядок. Зато заполнение магазина происходило легко и просто. Правда, для этого требовалась подготовленная связка патронов и специальный досылатель, похожий на редкую гребенку. Так что необходимость держать под рукой массу приспособлений тоже не способствовала популярности оружия.
Внешне магазин оружия напоминал губную гармошку, так что оружие скоро прозвали "гармоникой". Вероятно, это одно из самых метких и точных оружейных названий.
Автор идеи, немного удивленный низкой популярностью разработки, сделал попытку подсластить пилюлю, предложив потребителям еще и карабин такого же типа. Он и вовсе оказался невостребованным – слишком невеликой оказалась его практическая ценность. К тому же, механизм оказался слишком чувствительным к загрязнению.
Французы от идеи подобного магазина вскоре отказались, но вот австрийцам она чем-то приглянулась. В результате Адольф Одколек разработал на ее основе станковый пулемет (уже с автоматической перезарядкой, понятное дело). Позднее патент прикупили французы и мы знаем это оружие как пулемет Гочкисс образца 1914 года или японский Тип 3. Впрочем, даже знаменитый Маузер С96 или пистолет Бергмана Симплекс 1901 года можно расценивать как отзвук идеи Жарра. Но с той поправкой, что магазин избавили от тяжелой обоймы и расположили вертикально, что позволило хоть как-то стабилизировать балансировку оружия. Но в целом это была все та же револьверная компоновка. Так и не прижившаяся на оружии, предназначенном для одной руки.
В настоящее время гармоник Жарра известно не так уж и много – общий тираж все же оказался небольшим. Так что подобные образцы ценятся крайне высоко и пользуются постоянным спросом у коллекционеров. А уж если к пистолету прилагается родной ящик с набором принадлежностей, то это и вовсе джек-пот.
Кстати, имелись варианты гармоники, в которых менялся не один магазин, а целый блок стволов. То есть такая вариация пепербокса-перечницы. Увы, при решении проблемы обтюрации, категорически обострялась другая проблема – балансировки. К тому же, наличие лишних стволов пистолету не прибавляло ни компактности, ни легкости. Так что эта разновидность и вовсе выпускалась в мизерных количествах, отчего ее правильнее было бы считать опытным оружием, но никак не серийным.
× Поддержите подпиской наш телеграм-канал: @battlez
Обязательно делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам действительно понравилась!
И не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала.