Найти тему

Что такое семиосфера: ответ Юрия Лотмана

Среди самых интересных мыслителей, живших в Советском Союзе, Юрий Михайлович Лотман, пожалуй, наиболее известен обычным людям, а не только специалистам. В годы перестройки по телевизору показывали его лекции по русской культуре, которые завороженно слушали даже те, от кого это трудно было бы ожидать. Кстати, решительно всем рекомендую послушать эти лекции, записи есть в интернете.

Лотман обладал удивительной способностью создавать вокруг себя атмосферу высокой духовности и интеллектуальности. Оказавшись в этом поле, каждый человек поневоле ощущал себя лучше, умнее, чище. Подобной аурой обладал, кстати, и Дмитрий Сергеевич Лихачев. Такая способность отличает человека высочайшей культуры, ума и интеллигентности.

Юрий Михайлович Лотман (1922-1993)
Юрий Михайлович Лотман (1922-1993)

Наследие Лотмана очень богатое, недаром в Таллине ежегодно проходят конференции, посвященные ему, а семиотическая школа, созданная им в Тартусском университете, существует по сей день.

Основополагающей идеей Лотмана была идея культуры как знаковой системы. Он использовал понятие "семиосфера". Культура имеет внутри себя механизм, который настроен на сохранение и передачу информации. Без этого она просто умирает. Эта информация передается благодаря различным знаковым системам.

-2

Расшифровка знаков возможна только в контексте определенной культуры, где они имеют смысл. Например, человек, никогда не видевший светофора, не поймет, почему в нем меняются цвета. Или - если вы не знаете китайской письменности, иероглифы кажутся вам просто затейливыми рисунками, а для китайца они полны другого смысла.

-3

Лотман считал наиболее важными для культуры знаковые системы естественного языка и искусства, хотя и другие системы очень значимы. Он исходил из того, что культура - своего рода текст, раскрывающий свой смысл в контексте. Культура постоянно фонтанирует разными текстами, создавая семиосферу, внутри которой живет человек.

-4

Эти тексты (повторю, что под этим словом Лотман подразумевал любую систему знаков) циркулируют внутри культуры, передаваясь от человека к человеку. При этом мыслитель настаивал на том, что тексты уникальны и принципиально не переводимы с абсолютной точностью. Чтобы по-настоящему понять знаки какой-то культуры, надо стать ее частью, проникнуть в ее контексты. В противном случае интерпретация текста будет неполной - либо ущербной, либо вообще ошибочной.

В этом смысле могу привести такой пример: многие видели, думаю, ролики про то, как, например, итальянцы смотрят и комментируют русские культовые фильмы, скажем, "Кавказскую пленницу" или "Иронию судьбы". Явственно ощущается непонимание многих сущностных моментов, которые русский человек расшифровывает влет, потому что знает их контекст.

Вот картина группы "Митьки". Вам понятно, о чем она?

-5

Картина называется "Митёк спасает Пушкина во время дуэли". Ну что, смеетесь? Улыбнулись? Но в глубине души защемило? Значит, вы воспитаны в кодах русской культурной семиосферы.

Читайте еще на моем канале:

Можно ли назвать произведением искусства следы, оставленные котом на бумаге

Что такое гармония и как ее достичь

Культурная травма. Что это?

Что такое ролевое напряжение и как от него избавиться