Люди всегда интересовались прошлым. Не величественной историей, громыхающей на колесницах войн по человеческим судьбам, а тем, как жили предки, во что одевались, чем зарабатывали на жизнь, в конце концов, как развлекались, не имея телевизора и интернета. С появлением фотографии часть этих загадок развеялась, однако более ранние времена открываются нам только в жанровой живописи, в картинах художников, запечатлевших мгновения труда и отдыха простых крестьян и горожан.
Один их таких художников, Стивен Эдгар Банди родился в 1862 году в курортном городке Брайтоне, в графстве Суссекс. В то время приморский Брайтон считался модным курортом, который жаловали своим присутствием королевские особы, но семья прачки и молодого моряка, в которой появился на свет будущий художник, была далека от великосветских реалий.
Когда Эдгару было 9 лет, умерла его мать. Человеческая жизнь в ту пору была короткой. И смерть молодой по нынешним меркам женщины событием не стала. Надо отдать должное отцу Эдгара – бравый моряк ушел в отставку и принялся воспитывать троих детей – будущего живописца, его брата и сестру. Жить в курортном Брайтоне было дорого, так что осиротевшее семейство перебралось в Лондон, где бывший моряк стал декоратором, а потом и недорогим художником. Через 6 лет Даниел Банди (отец Эдгара) вновь женился и сосредоточился на проблемах новой семьи.
Эдгар, несмотря на довольно рано появившийся талант, не получил соответствующего образования. У семьи банально не было денег, чтобы прокормить студента. Однако наставничество отца, а позднее занятия в студии Альфреда Стивенса помогли художнику найти свой путь. Эдгар Банди стал жанровым живописцем-историком.
Его картины показывают нам жизнь такой, какой она была, без прикрас и устрашения. Они не имеют ничего общего со свойственной русской школе социальной живописью, горячо клеймившей язвы и пороки общества. Это просто окно, в которое зритель заглядывает, как мы заглядываем в окна домов во время поздней прогулки. Мы видим момент, придумываем продолжающую его историю и проходим далее.
Вот на картине «Несогласный» старики спорят о былых временах, а далее кутивший всю ночь вояка обольщает трудолюбивую работницу («В высоком духе»). Мы можем попасть в уголок королевского дворца – «Веселая вечеринка с придворным шутом» и заглянуть в бедный кабачок на окраине – «Флиртующие». На картинах Банди люди просто живут, а мы можем многое узнать об этой жизни.
Посмотрите на женские платья и усы бравого вояки на картине «Приключения», оцените камзолы и перья, а заодно и отчаяние проигравшегося дворянина на полотне «Ладья и голуби». Представьте, что могло привести к ростовщику пару кавалеров в роскошных плащах («Ростовщик»).
Жизнь художника не была тяжелой. В возрасте 39 лет он женился на своей экономке, и этот брак был если не счастливым, то благополучным. Современники ценили работы маэстро - в 1891 году был избран членом Королевского института художников-живописцев и Королевского института художников-акварелистов, позже, 23 апреля 1915 года стал членом Королевской академии. У него были выставки в Лондоне и Париже, а картины Банди охотно покупались.
Эдгар Банди был внимателен к малейшим деталям и почтителен к Истории, но эта властительная дама обошлась с ним неблагосклонно. После смерти художник был забыт даже соотечественниками, и только в последние годы его работы вновь попали в фокус внимания искусствоведов и публики. Картины Банди стоят дешевле признанных шедевров, однако вы получите от их просмотра куда больше удовольствия, чем от библейских и героических сюжетов многих гениальных живописцев прошлого.