Предыдущие части вы можете найти тут
Продолжаю делиться с Вами идеями из книги, которая способна перевернуть привычное мировоззрение родителей - "Самостоятельный ребенок, или как стать ленивой мамой" А.Быкова.
Итак, следующие 3 мысли:
1. При включении режима "ленивой мамы" учитывайте не возраст ребенка, а его способность делать те или иные вещи в конкретной ситуации.
Например, детей одного и того же возраста одни родители могут спокойно отпускать в школу одних, потому что им нужно всего лишь перейти собственный двор, чтобы попасть в школьный, или водить, потому что по дороге в школу ребенку нужно перейти опасный перекресток.
Также, автор приводит пример своего сына, который в 12 лет сломал палец и ходил с гипсом на руке.
Пока он не приспособился к новым условиям она помогала ему практически во всем. То есть не говорила "Тебе уже 12, должен сам одеваться и готовить себе завтрак", а помогала даже с элементарными делами.
Уже через несколько дней гипс на руке практически ничему не мешал. Парень даже в баскетбол мог играть, поэтому на просьбу "Мам, помоги надеть рубашку, пожалуйста", можно было смело отвечать отказом.
2. Воспринимайте всерьез страхи ребенка
Если ребенок боится ходить в школу один, провожайте его, а не говорите "Ты уже большой, сам дойдешь! Мы же с тобой столько раз этой дорогой ходили!"
Если ребенок боится бабайки, которая спряталась под кроватью, не нужно ему говорить "Ты уже слишком большой, чтобы верить в подобную чушь!", найдите способы борьбы с этой бабайкой и преодоления страха перед ней.
Примечание: переделку под ситуацию стандартной для некоторых родителей формулы "выброшу ребенка из лодки на середине реки, чтобы перестал бояться и поплыл" применять нельзя. Она скорее увеличит чувство страха и породит много других негативных чувство, которые самым ужасным образом могут сказаться в будущем на отношениях ребенка с миром.
Ребенок должен сам захотеть получить больше мотивации, поэтому ждите пока малыш придет к состоянию "интересно попробовать" и не упустите его.
3. Самостоятельность и бесконтрольность - не синонимы.
Давая ребенка поле для самостоятельности, нельзя пускать процесс на самотек.
Для развития здоровой самостоятельности ребенка нужно с ним постоянно общаться и ненавязчиво ставить границы, постепенно их расширяя.
Рассмотрим на примере ненавязчивую установку границ:
- неленивая мама будет бегать за начавшим ползать ребенком, не давая ему прикасаться к опасным для него предметам, возможно периодически крича на него;
- ленивая мама сядет у телевизора, отпустит ребенка в "свободное плаванье" по квартире, надеясь, что он не начнет грызть провод к телевизору, который лежит на полу и не всунет пальцы в розетку;
- "ленивая мама" как только ребенок начнет ползать пройдется по квартире, внимательно изучит территорию и уберет все опасные для ребенка предметы с зоны его досягаемости. Затем сможет спокойно почитать книгу, повязать или просто посидеть в кресле пока малыш ползает по квартире.
А теперь пример постепенного расширения границ на примере купания:
- сначала ребенок сам выбирает игрушки для купания и больше ничего;
- затем он сам выбирает игрушки, шампунь, мыло и сам моется в присутствии мамы. При этом мама постоянно разговаривает с ребенком, обучая его безопасному поведению в ванной комнате;
- ребенок уже знает, что такое безопасное поведение в ванне. Он сам выбирает время купания, сам купается и сам контролирует качество. Мама только озвучивает, как часто нужно мыться и до которого часа нужно управиться;
- последняя ступень - ребенок должен всегда опрятно выглядеть. Как он это будет осуществлять, решать ему.
Как бонус отлично подходящая для объяснения вышеизложенных идей формула А.Быковой:
"Идеальные условия для развития самостоятельности: безопасное пространство+личная мотивация ребенка (интерес, потребность) + уверенность взрослого."
Какой пункт вам понравился больше всего? Готовы ввести его в свой быт прямо сейчас?