Найти тему
Секта Философов

И тут понимаешь, что «человек» звучит не более гордо, чем свинья..

Люди – добрые по своей природе существа. Но при условии, что сытые, в тепле, все потребности удовлетворены и им ничто не угрожает. Формула: доброта обратно пропорционально размеру проблем. Если у человека абсолютно нет проблем, он абсолютно добрый – как христианский Бог (чтобы не рвать нить повествования, не берем во внимание действия этого Бога, не похожие ни на любовь, ни на добро). С ростом проблем падает доброта. Когда проблемы достигают максимума, человек становится абсолютным хищником, готовым сожрать всех, кем в былой сытости умилялся.

Доброта – понятие литературное. Человек по своей природе не добр и не зол. Человек – это всего лишь человек. Вода имеет форму сосуда, а человек – форму ситуации. Меняется форма сосуда – меняется форма находящейся в нем воды. Меняется ситуация – меняются люди в ситуации.

Слышу возражения в стиле: настоящий человек не гнется под ситуацию, а наоборот, ситуацию гнет под себя. И под эту мысль слова бодрой песни «Не стоит прогибаться под изменчивый мир/ Пусть лучше он прогнется под нас». Только реальность не вписывается в эти жизнеутверждающие слова.

Представьте ситуацию, когда утолить голод можно только через поедание живьем живых существ. Или вы их едите, а они пищат, пока вы выступаете в роли маньяка, или умираете с голоду. Как вы поступите? Допустим, вы настоящий мужчина или женщина, и предпочтете лучше умереть, чем заживо есть других. Но так же найдутся и те, кто будет есть. И тут можно сказать, что вот те, кто лучше умрет, но не станет мучить других, тот и есть настоящий человек. А вот кто пойдет на такое ужасное деяние ради своей шкуры – те точно не люди.

Усугубим ситуацию. Допустим, доподлинно известно, что микроорганизмы, какие попадают в наш желудок вместе с пищей, испытывают такие же страдания, какие испытали бы мы, попав в котел с кипятком или кислотой. Как в этой ситуации поступит настоящий человек?

Я прекрасно понимаю возражения против такой вероятности, но мы же ставим умозрительный эксперимент. Он не обязан соответствовать физической или биологической данности (о которой, кстати сказать, мы ничего не знаем). На миг отвлекусь в сторону, чтобы показать, что эксперимент с указанием на боль бактерий не так уж безоснователен. Микроорганизмы представляются нам пустым местом, но задумайтесь… Чтобы робот совершал такие же движения в пространстве, какие совершают микроорганизмы, ему нужен мощный компьютер, считающий страшную математику, лютую тригонометрию и еще кучу функций. У микроскопических животных нет намека на орган, который мог бы производить такие вычисления. А в пространстве они движутся, как будто он есть. Так что наш умозрительный эксперимент не так уж и безоснователен.

Как поступят те, кого мы определили дрожащими за свою жизнь и готовыми заживо есть других – с этими все понятно. Они будут отправлять в свой рот миллионы маленьких животных на мучения. А как настоящие люди поступят в такой ситуации? Допустим, вы настоящий человек. Доподлинно вам известно о бешеных страданиях живых существ, попадающих к вам в желудок. Когда вы не знали этого, вопросов нет. Но вот вы узнали. И как же вы поступите?

Придумаете оправдания. Если же это невозможно (допустим, доказательства невыносимых мук и страданий микроорганизмов настолько очевидны, что отрицать их нельзя), вы игнорить будете это. Не потому, что вы плохой, а потому что всякая жизнь жива смертью нижестоящей жизни.

Последовательно и сильно на эту тему рассуждает неизвестный автор книги «018 Секс, Блокчейн и Новый мир». Он простыми словами, я бы назвала их крестьянским просторечием, погружает нас в глубину человеческой природы. Это отрезвляет. Человек – это звучит гордо, пока не дойдешь до глубины его природы. И оттуда, с самого дна, понимаешь, что «человек» звучит не более гордо, чем свинья. Или даже хуже. Потому что свинья устойчивее в своем поведении, чем человек. Ее не мотает с полюса вселенской любви на полюс вселенского безразличия. А человека мотает