Почти во всех художественных произведениях о лицейских годах Пушкина главным отрицательным персонажем становится Сергей Комовский.
О нём действительно написано немало недоброго и при жизни, и после смерти, хотя, например, М.Корф у меня вызывает куда большую антипатию.
Его лицейские прозвища - Лиса, Лисичка, Смола, Фискал:
Комовский - маленькая птичка,
И смотрит точно как лисичка
Первые два прозвища связаны, видимо, не только с характером, но и с тем, что на гербе Комовских изображена рыжая лисица.
Следующее прозвище — «Смола» —за назойливое приставание с душеспасительными нравоучениями (впрочем, видимо, тема религиозного самосовершенствования его действительно очень занимала – об этом говорят сохранившиеся фрагменты его лицейского дневника). Последнее - потому, что сам Комовский признавался: "Прибегал я иногда к помощи начальства, и за сие называли меня ябедником, фискалом и проч.".
Видимо, был он задирист:
Когда лиса
Глядит с коса
И графа задирает.
«Граф», поминаемый в «Национальных песнях»,- это, несомненно, С.Броглио, видимо, постоянный соперник Комовского в физических упражнениях. Считается, что в эпизоде "Гавриилиады", изображающем борьбу ангелов, Пушкин вывел Комовского и Броглио:
Усталые, забыв и брань, и речи,
Так ангелы боролись меж собой.
Подземный царь, буян широкоплечий,
Вотще кряхтел с увёртливым врагом.
"Увёртливый враг" – Комовский, "буян широкоплечий" – Броглио (в черновом варианте были названы их имена). Они же изображены на карикатуре Илличевского «Охота» уже дружно нападающими на Медведя-Данзаса
У преподавателей Комовский был на хорошем счету: «С изрядными дарованиями. Он благонравен, скромен, чувствителен… Отличных дарований, весьма хороших успехов».
Лицей Комовский окончил одним из лучших и служил в департаменте народного просвещения, в 1843 году стал помощником статс-секретаря Государственного совета, а через десять лет вышел в отставку в чине действительного статского советника (IV класс Табели о рангах, соответствовал генерал-майору). Однокурсники подшучивали над его карьеризмом, но считали «добрым и услужливым товарищем» (слова М.Яковлева из письма к В.Вольховскому). Известно, что он переписывался с И.Пущиным, когда тот находился в Сибири.
Комовский присутствовал на всех лицейских годовщинах и встречался на них с Пушкиным. Вспоминают, что в 1836 г. на празднование 25-летия Лицея он пришёл в лицейском мундире, который, видимо, заказал специально к юбилею. Не пропустил ни одного праздника до 1879 года.
Пушкин подарил ему экземпляр «Истории Пугачевского бунта» с надписью: «Сергею Дмитриевичу Комовскому от А. С. Пушкина в память Лицея. 28 янв. 1835. СПб.»
Комовским создана записка «Воспоминания о детстве Пушкина» как ответ на вопросы П.Анненкова, когда тот в 1851 г., начал собирать материалы для биографии Пушкина. Первый вариант записки Комовский отправил на прочтение к М. Корфу (который сделал одно замечание) и М. Яковлеву, потребовавшему больших изменений, что и было автором учтено. Хотя в записке и не чувствуется большой симпатии к Пушкину, она весьма интересна.
Комовский умер предпоследним из лицеистов. Он ещё успел поддержать идею установки памятника Пушкину в Москве, но о скульптуре Опекушина отозвался неодобрительно: "Как ни рассматривал я со всех сторон, ничего напоминающего - никакого восторженного нашего поэта я, к сожалению, не нашел вовсе в какой-то грустной, поникшей фигуре, в которой желал изобразить его потомству почтенный художник".
Сергей Дмитриевич по преклонному возрасту и болезни не мог лично присутствовать на торжестве открытия памятника, хотя и был приглашён. Он писал Ф.П.Корнилову (члену комитета по сооружению памятника): «При неоднократном посещении… Вы имели случай удостовериться лично, как в совершенной невозможности, при настоящем состоянии моего здоровья, воспользоваться столь лестным предложением Вашего Комитета -- присутствовать в Москве при открытии памятника незабвенному нашему поэту, так и в искренно-сердечном моем сожалении - не быть 26-го мая при этом народном торжестве. Впрочем и старческое моё ныне там присутствие ни к чему полезному не могло бы послужить, а только наделало бы ещё кое-какие лишние хлопоты…
Другое дело, если бы ещё, при помощи волшебной музы Пушкина, я мог (хотя на один день) из 81-летнего старика преобразиться в 18-тил-го юношу… - о! тогда я поспешил бы под живыми впечатлениями рассказать всю лицейскую жизнь нашего друга:
Как Пушкин привезя с собою из Москвы огромный запас любимой им тогда французской литературы, начал - ребяческую охоту свою - писать одни французские стихи - переводить мало-помалу на чисто-русскую, очищенную им самим почву. Затем, едва познакомившись с юною своею музою, как сам поощрял и других товарищей своих писать: русские басни (Яковлева), русские эпиграммы (Илличевского), терпеливо выслушивал тяжеловесные стихи гекзаметрами (б. Дельвига), и снисходительно улыбался Клопштокским (!) стихам неуклюжего нашего Кюхельбекера и т. п.
Сам же поэт наш, удаляясь нередко в уединённые залы Лицея или в тенистые аллеи сада, грозно насупя брови и губы, с искусанным от досады пером во рту, как бы усиленно (!) боролся иногда с прихотливою кокеткою-музою, а между тем, мы все видели и слышали потом, как всегда лёгкий стих его вылетал подобно "пуху из уст Эола"!
Вообще, несмотря на пылкую, африканскую природу, Пушкин сумел приобрести всеобщую любовь своих товарищей и уважение наставников».
Комовский умер через месяц после открытия памятника - 8 июля 1880 г.
С.Комовский был женат на графине Софии Комаровской. У них было четыре сына и две дочери. Дочь Евдокия, вышедшая замуж за В.Н.Хлебникова, стала бабкой Ю.С.Хлебникова, женившегося на А.Л.Небольсиной, которая была потомком И.Пущина. Два лицеиста породнились…
Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!
«Оглавление» всех публикаций о Лицее смотрите здесь
Навигатор по всему каналу здесь
«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь