Одни критики пересчитывают его сбывшиеся прогнозы, а другие спорят, что он лишь отражал в своих романах уже имеющиеся изобретения и научные открытия, и то не все. Как бы там ни было, живое воображение и мастерство рассказчика принесли Жюлю Верну славу гения приключенческой литературы и отца научной фантастики. Он прославляет не столько "научную науку", сколько любознательность человека и дерзость изобретательской мысли.
Заслужена ли его репутация "кабинетного писателя"? Жюль Верн много путешествовал - но по уютной Европе и Средиземному морю. Он изучал химию, физику, астрономию - но не в университетах и библиотеках, а по газетным вырезкам и разговорам с учёными и инженерами. Он не владел иностранными языками, отчего многие научные публикации проходили мимо него. В его цикле о "Необыкновенных путешествиях" трудно отделить фактологические ляпы от фантастических допущений, особенно с такой дистанции, на которую за полтора столетия продвинулась научная мысль (например, теория "полой земли" в те времена ещё не была опровергнута). Попробуем разобраться в его подходе.
В романе "20000 льё под водой" мы с восторгом видим чудо инженерной мысли, огромную комфортабельную субмарину. И тут же ЛЯП №1: удивительно, но такая дорогая, прогрессивная и агрессивная махина, как "Наутилус", была оснащена средневековым тараном - вместо того, чтобы нести на себе уже запатентованное к тому времени вооружение в виде самодвижущихся торпед, ну или хотя бы пороховых мин или гарпунных пушек с зарядами пороха (такие тоже уже были). Как-то Жюль Верн упустил из виду эти разработки (так же как и изобретение радиосвязи - в романе "Плавучий остров" 1895 года за мега-кораблём тянется гигантский кабель).
Подлодки уже не были фантастикой во времена Жюля Верна, а вот полёт к Луне - это было что-то неслыханное. Конечно же, в романах "Из пушки на Луну" и "Вокруг Луны" было много фантастических придумок - и ляпов.
Начнём с того, что в них есть отличные идеи, очень пригодившиеся в будущем: рабочий метод регенерации воздуха и использование алюминия для облегчения конструкции летательного аппарата, а также потрясающе точно угаданная вторая космическая скорость. Расчёт стартовых перегрузок был сильно неверен, но смело предположим, что это литературное допущение (ведь иначе приключение бы не состоялось). Смело перешагнём и через логические неувязки сюжетов: герои не проводят тестового запуска, храбро лезут в снаряд, а о смертельно опасной посадке на Луну или Землю задумываются уже в пути - запишем это в художественный приём динамики повествования.
Но то, что вода не сжимается настолько сильно и не движется настолько быстро, чтобы амортизировать страшные перегрузки на взлёте, автор не просчитал. Это ЛЯП №2. Гидравлика в те времена уже была развитой отраслью науки и промышленности, но Верн то ли не проконсультировался, то ли не с тем специалистом.
Неправильно он описал и невесомость: по его словам, выброшенная из снаряда тушка бедной собачки никуда не упадёт, потому что летит (=падает) с той же скоростью, что и снаряд. Да, всё верно! Но почему люди в снаряде, летящем рядом с той же скоростью, не находятся в невесомости? Вот и ЛЯП №3. Получается, стоило бы затащить пёселя обратно внутрь, и он тут же стал бы "весомым"?
О том, что на пассажиров и их собачку по-разному действуют законы физики, на "ЧПС" уже писали, а знаете ли вы, какой "ляп" Жюль Верн допустил совершенно сознательно? Ответ в конце :)
А при выбрасывании бедного собакена из люка методом "открыть и быстро-быстро закрыть" в космос улетучилось "лишь несколько молекул воздуха" - как тебе такое, Илон Маск? По сравнению со сложными научными рассуждениями на соседних страницах романа, ЛЯП №4 - допущение весьма грубое. В 1869 году пневматические велосипедные шины ещё не поступили в массовое производство, но эксперименты с откачиванием воздуха из банки проводил аж Ньютон. Их легко можно было повторить и убедиться, с какой скоростью при открывании пробки воздух устремится туда, где давление меньше. Верн много рассуждает о давлении, сопротивлении воздуха, даже приводит всякие формулы, но явно не до конца понимает, как это работает в жизни.
Ну и еще один логический ЛЯП №5 ("Вокруг Луны"): на взлёте путешественники не слышат стартового взрыва пушки, так как "ядро" летит быстрее звука и опережает его. Допустим; хотя взрыв должен был произойти ещё до разгона. Но при посадке снаряд, летящий, по утверждению автора, с той же скоростью, что и на взлёте (что само по себе сомнительно, но ок), появляется в поле зрения наблюдателей после страшного звука, возвещающего о его приближении. Это не так работает, Жюль!
Вдобавок, в этом же эпизоде, описывая "приводнение" снаряда, Верн пишет о трении об атмосферу, но совершенно не учитывает сопротивление воздуха в описании запуска и приводимых расчётах - снова точно такое же нарушение логики.
С блестящими технологическими находками соседствует непонимание элементарных законов физики - как так? Значит, Жюль Верн всё же не светоч научной мысли, а просто талантливый собиратель и художественный обработчик чужих идей? Его наследие насчитывает более 60 романов, не считая десятков повестей, статей и незаконченных рукописей, - по сути, трудолюбивый Верн пишет как журналист: выкладывает самые занимательные факты, консультируется со специалистами, но порой слишком смело рассуждает без понимания основ и пренебрегает фактчекингом.
Бонус:
В "Таинственном острове" Жюль Верн нарочно исказил процесс получения взрывоопасного нитроглицерина. Шах и мат, мамины экспериментаторы.
А о том, почему анахронизмы у Верна - это не ляпы, можно почитать здесь.
~*~*~
Читайте также о том, что такое ляпы и зачем их искать, и ещё - о ляпах у Конан-Дойла и Дюма
Если понравилось - подписывайтесь и читайте pro_sebia в ленте, а еще в Инстаграме и ВКонтакте