Высшего образования в России нет. Предыдущая главка
Теперь об отдельной категории студентов, обучающихся на коммерческой основе, которых в некоторых вузах и на особо престижных факультетах больше половины. Как правило, учеба им глубоко безразлична («по барабану» на молодежном сленге). Многие из них просто не в состоянии освоить программу обучения, но при этом прекрасно знают, что диплом, при условии своевременной оплаты обучения, они получат в любом случае и поэтому их отношение к преподавателям и студентам-бюджетникам очень часто, прямо скажем, достаточно пренебрежительное.
Именно они, чаще всего отрицательно действуют на тех студентов, которые стремятся учиться, заражая их своим цинизмом и безразличием. Конечно, не все из них такие, но, как говорят психологи, самые неполноценные типы в любом коллективе стремятся всех остальных опустить до своего уровня. Здоровьем не заражаются, заражаются болезнями, а в студенческой среде это происходит мгновенно – зачем «париться», если можно просто «потусить», а результат будет одинаковым. Те немногие талантливые студенты, которые зачислены в вуз на коммерческой основе и не могут по материальным причинам в полном объеме оплачивать образование, делают все для того, чтобы перевестись на бюджетную форму обучения. Это, безусловно, крайне негативно отражается на поведении данных студентов – смысл учебы для них состоит не в получении знаний, а в стремлении угодить всем и вся, чтобы решить данную проблему, которая в принципе практически не решаема, поскольку вуз не заинтересован в такого рода переводах и они, как правило, носят единичный характер.
Это тоже одна из существенных причин, вследствие которой содержательная часть учебного процесса постепенно перестала быть определяющей в российском вузе. Способствует этому также и повсеместное внедрение дистанционного образования на основе современных компьютерных технологий, естественно, с подачи наших американских учителей – читайте книгу Рон Пола «Революция в школе. Новое решение для разрушенной системы образования». В ней автор красочно и убедительно доказывает преимущества данной формы обучения, хотя для любого здравомыслящего человека рано или поздно становится понятно, что это образование всего лишь один из легальных «способов сравнительно честного отъема денег у населения» и эффективный метод разрушения всеобщей системы высшего образования.
Благодаря дистанционной форме обучения система высшего образования в значительной степени фрагментируется и поляризуется, то есть сфера элитного образования для высших слоев общества в немногих престижных университетах начинает разительно отличаться от обычной вузовской, которая, в свою очередь, стремительно деградирует. Соответственно, интеллектуальное расслоение повышает и без того высокий уровень социальной сегрегации, а по его показателям современная России действительно является мировым лидером.
Согласно данным, приведенным в «Global Wealth Report», в 2012 году Российская Федерация среди крупных государств занимала первое место по уровню неравенства распределения доходов. На долю 1% богатейших российских граждан приходится 71% активов, при этом для сравнения на 1% самых богатых в Индии приходится 49% активов, в Индонезии – 46%, в развивающемся «социалистическом» Китае этот показатель находится на уровне 32%, в США – 37%, в Японии – 17%.
Лидирует Россия и по такому показателю, как богатство миллиардеров в отношении к богатству остального населения – он выше в 13 раз, чем в среднем по миру. Понятно, что отпрыски богатых российских семей редко получают образование в своем отечестве, а если и получают, то рассматривают его как промежуточный этап и уезжают доучиваться в престижные западноевропейские и американские университеты. Если они и возвращаются потом назад, то только на высокие должности в сфере государственного и корпоративного управления с соответствующими, вызывающими оторопь у рядовых россиян, окладами.
Но может быть прежнее Министерство образования и науки, а в настоящее время науки и высшего образования думало или думает, в первую очередь, о талантливой молодежи в студенческой среде, проводит, по аналогии с транснациональными корпорациями, «охоту за головами»? Ничего подобного - есть официальное сообщение Счетной палаты: «по итогам 2016 года фактическое количество получателей грантов президента Российской Федерации для поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности и поступивших на обучение в образовательные организации высшего образования по очной форме обучения по программам бакалавриата и специалитета составило 1 172 человека, что меньше показателя установленного указом президента на 1 228 человек. Федеральным бюджетом на 2016 год было предусмотрено 384 миллиона рублей на выплату указанных грантов, при этом кассовое исполнение составило всего 102,8 миллиона рублей, или 26,8 процента».
Автор: профессор вуза, пожелавший остаться анонимным
Продолжение следует
Книга «Мы всё ещё русские» здесь