Найти тему
Про жизнь

Интеллектуальная сегрегация в России

Члены команды КВН Уральского государственного университета записали песню "Все будет клево, если ты Вова!", посвященную  Владимиру Путину. 2015 год.
Члены команды КВН Уральского государственного университета записали песню "Все будет клево, если ты Вова!", посвященную Владимиру Путину. 2015 год.

Высшего образования в России нет. Предыдущая главка

-2

Теперь об отдельной категории студентов, обучающихся на коммерческой основе, которых в некоторых вузах и на особо престижных факультетах больше половины. Как правило, учеба им глубоко безразлична («по барабану» на молодежном сленге). Многие из них просто не в состоянии освоить программу обучения, но при этом прекрасно знают, что диплом, при условии своевременной оплаты обучения, они получат в любом случае и поэтому их отношение к преподавателям и студентам-бюджетникам очень часто, прямо скажем, достаточно пренебрежительное.

Именно они, чаще всего отрицательно действуют на тех студентов, которые стремятся учиться, заражая их своим цинизмом и безразличием. Конечно, не все из них такие, но, как говорят психологи, самые неполноценные типы в любом коллективе стремятся всех остальных опустить до своего уровня. Здоровьем не заражаются, заражаются болезнями, а в студенческой среде это происходит мгновенно – зачем «париться», если можно просто «потусить», а результат будет одинаковым. Те немногие талантливые студенты, которые зачислены в вуз на коммерческой основе и не могут по материальным причинам в полном объеме оплачивать образование, делают все для того, чтобы перевестись на бюджетную форму обучения. Это, безусловно, крайне негативно отражается на поведении данных студентов – смысл учебы для них состоит не в получении знаний, а в стремлении угодить всем и вся, чтобы решить данную проблему, которая в принципе практически не решаема, поскольку вуз не заинтересован в такого рода переводах и они, как правило, носят единичный характер.

Это тоже одна из существенных причин, вследствие которой содержательная часть учебного процесса постепенно перестала быть определяющей в российском вузе. Способствует этому также и повсеместное внедрение дистанционного образования на основе современных компьютерных технологий, естественно, с подачи наших американских учителей – читайте книгу Рон Пола «Революция в школе. Новое решение для разрушенной системы образования». В ней автор красочно и убедительно доказывает преимущества данной формы обучения, хотя для любого здравомыслящего человека рано или поздно становится понятно, что это образование всего лишь один из легальных «способов сравнительно честного отъема денег у населения» и эффективный метод разрушения всеобщей системы высшего образования.

Благодаря дистанционной форме обучения система высшего образования в значительной степени фрагментируется и поляризуется, то есть сфера элитного образования для высших слоев общества в немногих престижных университетах начинает разительно отличаться от обычной вузовской, которая, в свою очередь, стремительно деградирует. Соответственно, интеллектуальное расслоение повышает и без того высокий уровень социальной сегрегации, а по его показателям современная России действительно является мировым лидером.

Согласно данным, приведенным в «Global Wealth Report», в 2012 году Российская Федерация среди крупных государств занимала первое место по уровню неравенства распределения доходов. На долю 1% богатейших российских граждан приходится 71% активов, при этом для сравнения на 1% самых богатых в Индии приходится 49% активов, в Индонезии – 46%, в развивающемся «социалистическом» Китае этот показатель находится на уровне 32%, в США – 37%, в Японии – 17%.

Лидирует Россия и по такому показателю, как богатство миллиардеров в отношении к богатству остального населения – он выше в 13 раз, чем в среднем по миру. Понятно, что отпрыски богатых российских семей редко получают образование в своем отечестве, а если и получают, то рассматривают его как промежуточный этап и уезжают доучиваться в престижные западноевропейские и американские университеты. Если они и возвращаются потом назад, то только на высокие должности в сфере государственного и корпоративного управления с соответствующими, вызывающими оторопь у рядовых россиян, окладами.

Но может быть прежнее Министерство образования и науки, а в настоящее время науки и высшего образования думало или думает, в первую очередь, о талантливой молодежи в студенческой среде, проводит, по аналогии с транснациональными корпорациями, «охоту за головами»? Ничего подобного - есть официальное сообщение Счетной палаты: «по итогам 2016 года фактическое количество получателей грантов президента Российской Федерации для поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности и поступивших на обучение в образовательные организации высшего образования по очной форме обучения по программам бакалавриата и специалитета составило 1 172 человека, что меньше показателя установленного указом президента на 1 228 человек. Федеральным бюджетом на 2016 год было предусмотрено 384 миллиона рублей на выплату указанных грантов, при этом кассовое исполнение составило всего 102,8 миллиона рублей, или 26,8 процента».

Автор: профессор вуза, пожелавший остаться анонимным

Продолжение следует

Книга «Мы всё ещё русские» здесь