СЕЛО БРЫЗГАЛОВО
КУДРЯВЦЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
«Как летом случился пожар (пол-улицы выгорело, наш дом в том числе), так отец сразу и начал отстраиваться. Готовый дом перевезли. Откуда – не помню. Деревень кругом полно стояло. Из Лоскомоса что-то возили. Осенью моя мама «била печь», её «прихватило», я и родился! Десятого октября 1933 года».
«Бить печь», напомню, это специальным молотком – ЧЕКМАРЬ (тюлька еловая с ручкой-сучком, вот что такое молоток для битья печей) набивали глину в форму печи с заранее изготовленными дымоходами и подом. Отсюда слово «чекмарить» - «бить, колотить, долбить».
Дымоходы в такой печи - доски опалубки, и свод пода сгорали по мере разогрева без следа. Печь получалась монолитная и очень крепкая.
Андрей Михайлович, хитро прищурившись, продолжил: «А ты как думал печь клали? Не было кирпичей. Вот и справлялись, как могли!»
Тот пожар надвое улицу поделил. Часть улицы, что вновь выстроилась – «Новая Деревня» стала именоваться. Вся оставшаяся часть от дома Василия Лямина (его дом не сгорел, сейчас на этом месте дом Ирины Банниковой) – по-прежнему Новое Брызгалово.
В Новое Брызгалово входили, в том числе, дома, расположенные прямо у пруда числом семь или восемь. Те дома мы отдельно называли – «Нижняя Слобода» (сегодня – улица «Зелёная»). Там моя мама родилась – Евгения Николаевна Микрюкова. Папа мой – Михаил Иванович, уроженец Нового Брызгалово.
В Новом Брызгалово колхоз назывался «Ленинская Искра», в Новой Деревне – «Имени Карла Маркса», за рекой, где церковь, колхоз «Прожектор».
Контора нашего колхоза стояла на краю улицы (в сторону Вишура). Внизу (где сейчас электрическая подстанция) - фермы (овчарник и свинарник) и конный двор. Там же (в 70-е годы) пилорама и пекарня. Возле пекарни колодец. Он как раз на территории конного двора и был.
Контора «Ленинской Искры» - двухэтажный особняк. В нём в дальнейшем жила семья Тюбиных Лидии Григорьевны (учительницы) и Владимира Ивановича (ветеринара). Надя Тюбина (сейчас Воробьева), старшая дочь, работает в Брызгаловской школе. Рая, младшая, в Ижевске.
Конный двор, птицеферма и даже пожарная каланча «Ленинской Искры» находились напротив дома Моховых (Евгения Прокопьевна – учительница химии-биологии, сейчас на этом месте дом Изместьевых) на левом склоне небольшой ложбинки. Эта ложбинка и являлась границей двух колхозов. Так что дом Банникова Михаила (улица Зелёная) относился к «Ленинской Искре», а дом Василия Микрюкова – к «Имени К. Маркса».
В 1955 году я из армии пришёл. На краю улицы (со стороны дома Степана Брызгалова) выстроили овчарник и ещё один строился. Там же стоял дом Анатолия Банникова. Часть сарая была крыта соломой вместо шифера. Да, какой там шифер. Мы и слова-то такого не знали. Солома, правильно уложенная, воду, дождь совершенно не пропускала. Менять её, конечно, приходилось.
Между этой овчарней и началом улицы широко разливался Чертёжный лог, бравший своё начало высоко в поле, ближе к бору.
«Чертёжный» - оттого, что «чертой» проходил, границей, разделяя поля брызгаловские от полей косоможгинских.
Мимо дома лесника Зорина (с другой стороны – дом Загвозкиных) шал дорога к верховьям этого Чертёжного лога. По ней выезжали в Косую Можгу и на Южный («Южный» - это посёлок Южный Какмож).
Основная дорога в том же направлении шла по существующей сегодня дороге, она соединяла Старое Брызгалово (где церковь) через плотину пруда Косую Можгу, Вильгурт, Южный.
Дорога через овчарню мимо дома Анатолия Банникова шла на мельницу (на реке Седмурча мельница Филатовых-Шубиных) и на Новогорск (бывшая деревня, на месте которой была потом колхозная пасека, пасечник – Михаил Банников).
Рядом с нами мимо дома сестёр Пушкарёвых (сейчас лиственницы стоят) шла дорога в лога – Прудошный лог и Заголихин лог (сенокосные лога и ягодные). Так и называли «Пушкарёвская дорога».
И ещё были две зимние дороги через пруд по льду.
Обе дороги связывали колхозные ремонтные мастерские (тополя на их месте сегодня за домом Владимира Степановича Брызгалова) с улицей Центральной по направлению на дом Николая Клабукова (конюх с сегодняшней Центральной улицы) и направлению на контору колхоза (объединённого колхоза). Сегодня здание конторы до сих пор стоит, и тропа, не дорога, но тропа по льду по-прежнему востребована и существует.
Продолжение следует…
Автор: Кондратьев Александр
https://vk.com/mo_bryzgalovskoe