О русских офицерах сложено немало стихов и песен. У каждого из них, вне зависимости от возраста, чина и опыта в военном деле, в крови было понятие «честь». Верность данному слову для настоящего офицера, дворянина была на первом месте. Вспомним подвиг Федора Матвеевича Горталова, и нам станет ясно, какими они были, те самые «офицеры, россияне», которые «за Россию и свободу до конца».
Битва за редут
В 1877-78 гг. Россия вела кровопролитную войну с Турцией. В 61 Владимирском пехотном полку нес боевую вахту офицер Федор Горталов. Его уважали однополчане – от солдат до командиров – за исключительную честность, верность высоким нравственным принципам, благородство.
В период одного из боев наши войска взяли крепость Каванлык. Сражение закончилось, стих свист пуль, и офицеры принялись считать потери. Майор отправился на поиски своих солдат, отставших от полка. Кто-то из них просто устал, потерял своих, кто-то, по воспоминаниям одного из участников, «застрял в кукурузе».
В процессе поисков Горталов столкнулся с генералом Скобелевым, который, очевидно, пребывал в плохом настроении, был раздражен.
«Что вы тут шатаетесь?» - спросил военачальник. Федор Матвеевич объяснил: «Мне необходимо собрать отставших солдат».
Ему на самом деле удалось привести в полк многих. Они находились в ожидании в захваченном редуте, когда туда заглянул генерал.
Увидев, что майор и впрямь «шатался» не зря, он выразил офицеру одобрение и назначил командиром редута. Скобелев попросил: «Постарайтесь не сдавать редут». Федор дал честное слово: «Редут останется за нами».
Турки попытались отбить Каванлык. Пять раз атаковали они владимирцев. Пять раз те отбивали атаку. Наконец, сил у русских не осталось. Потери были огромными. Генерал отправил депешу Горталову: «Я освобождаю Вас от данного слова. Берите людей, уходите». На это майор ответил: «Заставить русского офицера изменить своему слову может только смерть».
Последняя битва шла долго. А далее сведения, оставшиеся в истории, расходятся: согласно одной версии, Федор Матвеевич отправил всех в тыл, разрешив остаться только добровольцам. По другой, он остался в редуте совсем один. Исход битвы был предопределен: противник во много раз превосходил числом.
В какой-то момент офицер вышел на бруствер, выпрямился во весь рост, перекрестился и замер, твердо глядя на подбегающих врагов. Его тут же подняли на штыки.
Уже после смерти отчаянного храбреца его родные получили награду: орден святого Георгия. Но он был вручен за былые заслуги и просто не успел дойти до героя. А последний подвиг оказался не отмечен никакими наградами…
Настоящий офицер умеет держать слово. И лишь смерть способна заставить его нарушить слово чести.
Если статья вам понравилась, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишете комментарии. Спасибо за внимание.