Екатеринбургу нет еще и трехсот лет. Для города - совсем юный возраст. Тем не менее столица Урала овеяна легендами. Одна из самых красивых -о причудливой судьбе дома Расторгуевых-Харитоновых.
Проклятие архитектора
В самом центре Екатеринбурга расположен интереснейший усадебно-парковый ансамбль. Это имение купцов Расторгуевых-Харитоновых. Помимо целого комплекса строений, великолепного сада и системы прудов, усадьба примечательна своими подземельями.
Главный дом имеет два подземных этажа и сеть ходов, расходящихся в разные стороны. Общая площадь подземелий, которые строили с 1798-го по 1824 год, порядка тысячи квадратных метров.
Сначала участком владел мелкий чиновник Исаков. Он начал строить каменный дом, но в 1795 году умер. Фундамент и земельный участок достались богатому купцу Льву Расторгуеву. Он владел на Урале литейными заводами, серебряными рудниками, а кроме того, нажил огромное состояние на виноторговле.
Поговаривали, что дом Расторгуева проектировали известные архитекторы - Михаил Малахов и Томмазо Адамини, ученик самого Джакомо Кваренги. Но старая легенда гласит, что архитектора Расторгуев разыскал в Тобольском остроге. Там безымянный, но очень талантливый зодчий отбывал срок по какому-то политическому делу. За успешное выполнение работ Расторгуев обещал ему свободу, но в итоге слова своего не сдержал, а отправил обратно в тюрьму. Там обманутый архитектор покончил с собой, предварительно прокляв и свое творение, и купца Расторгуева.
Проклятие начало работать быстро. Дочь Расторгуева в тот же год, купаясь, утонула в пруду. По другой версии, она была влюблена в того самого архитектора и утопилась, узнав о смерти возлюбленного.
И в дальнейшем обитателям дома покоя не было. Сам Расторгуев спился и умер после тяжелой болезни. Дом перешел к его зятю - Петру Харитонову. В 1837 году Харитонова и другого зятя Расторгуева - Григория Зотова - признали виновными в убийствах рабочих на приисках и сослали в Кексгольм.
Страшное преступление
Однако о доме Расторгуевых-Харитоновых ходят и более страшные легенды. Дело в том, что и сам Расторгуев, и оба его зятя были старообрядцами. Представителей этой конфессии в России жестоко преследовали, поэтому исповедовать свою веру им приходилось тайно.
Но Расторгуев, видимо, все привык делать с размахом. В подвальных помещениях он приказал оборудовать самый настоящий храм. В него можно было попасть по подземным тоннелям, которые вели далеко за пределы усадьбы. Эти же тоннели давали возможность бежать в случае опасности. В домовой церкви тоже все было продумано. Иконы, чтобы их не видели посторонние, закрывались обычными картинами, все молельные принадлежности хранились в тайниках.
Но даже посетители потайной церкви не знали самой страшной тайны хозяев дома. В тех же подвалах они оборудовали самые настоящие тюремные камеры, куда за малейшие провинности бросали рабочих со своих заводов и приисков.
Как бы ни был скрытен Расторгуев, слухи о его домашней тюрьме все равно дошли до властей. Была назначена комиссия для расследования, и в 1823 году в усадьбу внезапно пожаловала полиция. Но и на этот случай у Расторгуева был предусмотрен план.
Подвалы хитрой системой шлюзов соединялись с прудами. Опасаясь разоблачения, хозяин дома затопил свои подвалы вместе с томившимися там рабочими и прихожанами тайного храма.
Расторгуев обманул полицию, но вскоре умер, не выдержав душевных мук. А через 14 лет правосудие добралось и до Зотова с Харитоновым.
Дом надолго опустел. Говорили, что там часто видят разных призраков. По ночам, словно под тяжестью шагов, скрипят перекрытия и раздаются стоны. В советское время в доме Харитонова размещался Дворец пионеров. Привидения не давали покоя и пионерам - пока не выжили их из усадьбы.
© Александр Гаврилуцэ
Подписывайтесь на канал и ставьте палец вверх!