Найти в Дзене
Паприка 03

Башня дураков. Вена.

Наррентурм, башня дураков, башня сумасшедших. Отправилась я туда из любопытства, посмотреть паталогоанатомический музей. Самый страшный музей в Вене - ха, нашли чем напугать. Подобного хватает и в моей альма матер, поэтому никаких потрясений от визита я не ожидала.
Тем не менее, минут через 15 позорно сбежала из здания. И дело было вовсе не в экспонатах. "Кровь стыннет в жилах" - если в двух словах описать мои ощущения. Гнетущая энергетика, ледяной холод от стен, потолков - от всего. Со входа и до спасительного бегства на лужайку, покурить.
Единственное фото, которое сохранилось у меня на память об этом месте - ниже. Сделано оно еще до того, как мы вошли внурь. Все остальные - из сети.

Башня была построена как первая психиатрическая больница в 1784 году императором Иосифом II.

-2

Увлечение Иосифа алхимией и его принадлежность к масонской ложе и розенкрейцерам нашли отражение в архитектуре здания башни дураков. Башня представляет собой круглое пятиэтажное здание, имеющее в окружности 66 венских саженей. На каждом этаже располагается 28 комнат, а на крыше деревянный восьмиугольник, который император посещал несколько раз в неделю. В арабской традиции 66 — число бога, а в кабалистической традиции число 28 описывает бога, исцеляющего больных, также 28 дней длится месяц лунного календаря.

-3

Врачи тех времен знали лишь три заболевания - слабоумие, меланхолия и помешательство. Лечение сводилось к "регулированию" соков организма. В арсенале было кровопускание, рвотные средства, гидротерапия.

-4

Считается, что на строительство больницы императора вдохновило посещение подобных заведений во Франции, одним из которых был Отель Дьё. Однако условия пребывания пациентов в этой больнице отличалось от Парижской.
Поначалу в ней не было ни решеток, ни дверей, больные могли спокойно перемещаться по помещениям и проводить время во внутреннем дворике. Император благоволил к душевнобольным, приковывались к кроватям лишь особо буйные.

-5

Для сравнения - попавшие в Отель Дьё проходили все круги ада. Согласно декрету от 16 сентября 1760 года, каждый душевнобольной в Париже должен был попасть в Отель Дьё. Пациенты больницы пребывали в тесноте и в антисанитарной обстановке. Лечение кровопусканиями, слабительными, опием и чемерицей, обливаниями холодной водой должно было позволить понять, излечим данный пациент или нет. Если спустя несколько недель не наступало улучшения, пациента переводили либо в Бисетр (мужчин), либо Сальпетриер (для женщин), откуда он в дальнейшем не имел возможности выйти даже при благоприятном течении заболевания.

Гойя "Дом умалишенных"

-6

Однако, после смерти императора в 1790 году все изменилось. Вокруг башни была выстроена защитная стена, призванная оградить пациентов от зевак. Арсенал диагнозов пополнился новыми названиями - депрессия, мания, паранойя, белая горячка. С пациентами не особенно церемонились, свободное перемещение отменили. Вовсю стали использоваться смирительные рубашки, кроватные ремни. На окнах появились решетки.
К слову - примерно в это же время Филипп Пинель в парижском Бисетре начал активно добиваться послабления режима для пацентов.

Тони Робери-Флери. Филипп Пинель снимает цепи с больных.

-7

В 1852 году открывается новая психиатрическая больница в Брюнлфельде и в "башню дураков" привозят тоолько самых безнадежных и особенно буйных пациентов. В 1896 году заведенеи было закрыто и долгое время пустовало. В 1920 году его начали использовать в качестве общежития для медицинских сестёр, работавших в центральной Венской больнице. Использовали ее и как склад, и как место отдыха врачей.
Больнице повезло пережить бомбардировки в ходе второй мировой войны, но время одной из них уничтожили один из самых ценных экспонатов музея – известнейшую скульптурную группу Лаокоона. Ее изготовили из костей животных. Но, по легендам, связанным с Башней сумасшедших, в скульптурной группе присутствуют и кости человека.

С 1971 года в ней располагается патологоанатомический музей, а само здание находится в собственности Венского университета. С 1 января 2012 года коллекция вошла в состав Музея естествознания Вены.

-8

ЗЫ. А музей вполне обычный для подобных. Писихиатрия, венерология, патологии развития. Можно ходить, а можно и пропустить, экспонаты неэстетичные и малоприятные для немедика.