За 5 лет учебы на факультете стоматологии медицинского университета и 2 года в ординатуре по специальности челюстно-лицевой хирургии в городской больнице со мной и моими коллегами произошло много всего. Помимо курьезных ситуаций я буду рассказывать о том, что происходит внутри больниц, как повысить собственную медицинскую грамотность и почему потребительский экстремизм стал бичом для российской медицины.
Начну с того, что немного расскажу, как проходила моя учеба/работа. У каждого ординатора вне зависимости от выбранного направления медицины есть список обязанностей, которые надо выполнять. Только что вышедшие из меда студенты, без двух минут ординаторы, первый месяц-два учатся писать истории болезни. Помимо бумажной работы надо научиться «вести» пациентов: госпитализировать и выписывать, готовить к операции и делать ежедневные перевязки, если необходимо. Кроме пациентов, поступивших для выполнения плановых операций, есть пациенты, поступившие во время дежурств. Дежурства бывают двух типов: скоропомощные и спальные. Скоропомощное - дежурный врач с группой ординаторов первого и второго года учебы с 8 утра этого и до 8 утра следующего дня дежурят. На протяжении этих 24 часов пациенты могут в любое время прийти в приемное отделение самостоятельно, либо их привозит скорая помощь. На спальном же один дежурный врач остается на сутки для наблюдения за отделением, выполняет всем пациентам необходимые перевязки и заполняет истории болезни, прием карет скорой помощи закрыт, но пациенты могут приходить самостоятельно.
Больные могут приехать с самыми разными жалобами и в разной степени тяжести. Пациентов в тяжелом состоянии привозят сразу в реанимацию, где вопрос стоит о спасении человека от неминуемой смерти, после стабилизации состояния начинается комплексное лечение. Пусть я и мои коллеги-ординаторы учились по направлению челюстно-лицевой хирургии, у нас была возможность наблюдать работу целого ряда специалистов: терапевты, общие хирургии, гинекологи, рентгенологи, реаниматологи, также медицинские сестры и санитарки.
Очень часто пациентам, приехавшим в отделение в связи с одним заболеванием, необходима консультация одного или нескольких врачей, в частности, больным по линии челюстно-лицевой хирургии необходима консультация терапевта, невролога, эндокринолога или кардиолога.
Теперь о том, как происходит госпитализация. Вне зависимости от того, пришел ли пациент сам или его привезла скорая помощь, сначала необходимо оформить историю болезни в регистратуре, после чего пациент идет к необходимому врачу. Врач начинает с опроса, в историю болезни заносятся жалобы пациента, при каких обстоятельствах была получена травма или началось заболевание, затем врач спрашивает есть ли хронические заболевания и предрасположенности к ним, проводились ли оперативные лечения и есть ли аллергии на препараты. После опроса врач начинает осмотр области, на которую жалуется больной, например, раны или очага воспаления, плюс ко всему он измеряет давление, пульс и частоту дыхания. Проведя все описанные мной действия, врач ставит предположительный диагноз и говорит план лечения. Для уточнения диагноза пациенту назначаются дополнительно анализ крови, кардиограмма и рентген грудной клетки. Все это в государственной больнице делается бесплатно!
После получения результатов всех необходимых дополнительных исследований ставится уже точный диагноз и больному назначается лечение. В зависимости от заболевания порой требуется оперативное лечение в плановом или экстренном порядке. Пациент может сам отказаться от назначенного лечения или предложенной госпитализации, это право каждого. Если же пациент госпитализируется, то его направляют в стационар, где он будет находится под наблюдением лечащего врача вплоть до выписки.
Надеюсь, я немного пояснила вам этот аспект нашей системы здравоохранения. Пусть я больше не работаю в медицине, но я успела столкнуться с негативными предубеждениями у граждан, которые возникли вокруг образа врачей и медицины в целом. Своими публикациями я хочу рассказать вам, моим читателем, о проблемах, с которыми врачи вынуждены сталкиваться ежедневно. Помимо маленьких зарплат и превратностей системы, они вынуждены бороться с неадекватными пациентами, которые взяли на вооружение потребительский экстремизм и стали использовать его налево и направо. Именно об этом я напишу в следующей главе моих баек. Берегите себя и до скорых чтений!