Некоторые нынешние политики говорят о том, что идеологии у нас нет. Есть, утверждает режиссёр Николай Губенко:
– Это идеология наживы и стяжательства. Во всей стране полно примеров унижающей человека нищеты. И очень многие начинают рассуждать: почему одним сегодня достаётся всё, а другим – ничего? Почему я, который 20 лет назад был практически равен со всеми и жил в удовлетворительном достатке, сейчас пал на дно? А «они» благодаря своим экономическим махинациям, реформам, ваучерам и т. д. стали такими богатыми? Почему они посылают своих детей учиться в престижные западные университеты, а наши вынуждены прозябать в плохо оборудованных провинциальных школах?
В центре внимания современного государства должен быть, прежде всего, человек. (...) Нужно вернуть людям равенство возможностей, бесплатное образование, гарантированное трудоустройство (попробуйте-ка устроиться на работу после 45лет), приблизительное равенство материального положения. А до тех пор, пока идеология государства будет нацелена на разобщение - по имущественному, по какому угодно признаку, - масштаб трагедии будет только усугубляться. ( «АиФ», 11.04.2018).
Журналист Анатолий Салуцкий винит в отсутствии в России государственной идеологии Президента: «…идеолога у Путина не было и нет, что можно считать поистине исторической ошибкой нашего лидера».
Деньги, деньги, деньги… Об этом, в том или ином виде, речь идет чуть ли не в каждом номере печатных СМИ, в передачах телевидения, на сайтах в интернете. Священник В. Крюков сетует: в современной России деньги все больше властвуют над человеком: порабощают его волю, захватывают ум, рождают страсть сребролюбия. Предупреждает: богатого человека подстерегает серьезная опасность – у него возникает иллюзия автономного, независящего от воли Бога бытия. С горечью констатирует: благотворительство у нас не в почете, «на Руси так много лежащих в руинах монастырей и храмов, и это притом, что сейчас, как свидетельствует пресса, Россия занимает третье место в мире по числу сверх богатых людей после США и Германии». Справедливо замечает: «в русском обществе к деньгам всегда было осторожное отношение, хотя с ними многие земные блага и становились доступными, но была в них некая очевидная нечистота».
Следует отметить, что страсть к деньгам, к наживе, богатству махровым цветом расцвели у нас после распада СССР. Тогда и появилась идеология потребительства. Она сменила идеологию созидания. А созидание – это движение вперед. Во всем. Идеология же потребительства – это топтание на месте ибо она ничего не создает. Пока идеология потребления существует на обыденном уровне, имеет теоретическое выражение только в качестве социологических и философских исследований, которые имеют нейтральный или критический характер.
Образно говоря, общество потребления представляет собой некое гипертрофированное животное. В природе зверь не думает о другом, он добывает еду, убивает, чтобы жить. Насытившись же, захватив необходимую территорию, успокаивается на время. Человеку же всегда мало. Помнятся сетования олигарха Березовского, моментально разбогатевшего, ставшего миллионером, благодаря различным махинациям с приватизацией народного имущества, что другому мошеннику, Гусинскому, тоже ставшему олигархом таким же путем, удалось больше заграбастать во время приватизации, т.е. разграбления страны. Человеку кажется, что захватив как можно больше, он станет более великим и жизнеспособным. Это результат сочетания интеллекта и животных инстинктов. Вторые «разрастаются» как опухоль, преувеличиваются за счет первого. Фундаментальная составляющая этой идеологии – приоритет инстинктов, низших потребностей перед собственно человеческим.
Человек, которым управляют инстинкты – предсказуем, а значит, легко управляем извне. Поэтому системе выгодно приводить человека в такое состояние. Есть и еще «преимущества»: чем дольше он находится в таком состоянии, тем легче его в таком состоянии удерживать. Нахождение в таком состоянии не требует от человека усилий, что также облегчает «воспитание».
Возможно возражение, дескать, потребление тоже движущая сила развития производства, в целом экономики. Да, если оно ориентировано на удовлетворение потребностей человека. Ориентация же общества в целом на потребление ведет к дегродации человечества. Отказавшись от идеологии потребления, несомненно, люди станут больше уделять время образованию, творчеству, станут более внимательными друг к другу.
Автор: Александр Черняк
Книга "Мы всё ещё русские" здесь