Система, приемы и методы воспитания детей у разных народов мира значительно отличаются. Это отражается на многих факторах, таких как: образ жизни, менталитет, климатические условия, религия и др. Я собрала в этой статье описания основных моделей воспитания детей, но хочу сказать что, я не даю никаких оценок данным системам.
Оставляйте комментарии, если с чем-то не согласны, либо хотите дополнить статью или что- то пояснить.
И так, начнем с Немецкого воспитания
Главная особенность немецкого стиля воспитания – самостоятельность, которая выражается не в свободе выбора, а в ответственности за свои поступки.
Яркие особенности немецкого воспитания:
1. В отличие от Российского воспитания, в Германии не принято оставлять детей со своей бабушкой. Для того чтобы родители могли проводить время вместе, они, как правило, нанимают няню, имеющую медицинское образование.
2. В Германии ребенок имеет свою детскую комнату, которая является его законной территорией, где ему многое позволено. Что же касается остальной квартиры – то там действуют правила, установленные родителями.
3. В немецких детских садах у малышей развивают умение самостоятельно мыслить и принимать решение, путем моделирования житейских ситуаций в игровой форме.
4. В дошкольном учреждении педагоги считают важным привить дисциплину и объяснить правила поведения в коллективе. Ребенок, как правило, сам выбирает занятие по душе.
5. Уже с начальных классов родители приучают ребенка к планированию дел и бюджета, приобретая для него ежедневник и первую копилку.
Воспитание в Японии
До 5 лет японцы обращаются с ребенком, "как с королем", с 5 до 15 лет – "как с рабом", а после 15 – "как с равным - именно под таким углом японцы стремятся показать миру свои традиции обращения с детьми.
Другие особенности японского воспитания:
1. В Японии родители разрешают своим детям практические все что угодно. Хочешь рисовать фломастером на обоях – вперед! Любишь копаться в горшке с цветами – пожалуйста!
2. Несмотря на почти вседозволенность, малышей учат вежливости, хорошим манерам, приучают ощущать себя частью государства и общества.
3. Главная дисциплинарная мера – родители отводят малыша в сторонку и объясняют, почему нельзя себя так вести. Кроме продолжительных нотаций исключены и физические наказания.
4. Маленькие дети обучаются всему намного быстрее, и задача родителей – создать условия, в которых ребенок сможет полностью реализовать свои способности, именно к этому склоняются японские родители.
5. Однако к моменту поступления в школу отношение взрослых к детям резко меняется. К 15-ти годам ребенок уже должен стать полностью самостоятельным человеком и отношение к нему с этого возраста "на равных".
Французское воспитание
Во Франции считается обычным делом в раннем возрасте отдать малыша в детский садик. Это объясняется тем, что французские мамы: они не потеряют свою работу и не превратятся в заядлых домохозяек, а, также их дети быстрее привыкают к коллективу и приучаются самостоятельности.
Другие особенности французского воспитания:
1. Во Франции родители четко разграничивают время на ребенка и на себя. Малышей рано укладывают спать, и мама с папой могут побыть вдвоем. Родительская же постель – не место для детей, ребенка с трех месяцев приучают к отдельной кроватке.
2. Для дошкольников во Франции широко развита сеть кружков и секций. В детских развивающих центрах и развлекательных студиях для всестороннего образования и воспитания родители оставляют детей, пока они находятся на работе.
3. Француженки в воспитании чаще пользуются методом «Пряника» чем «Кнута», обращая внимание лишь на серьезные проступки. Если же наказания не избежать, то родители обязательно объяснят причину своего решения.
4. Бабушки и дедушки обычно не нянчатся с внучатами,основное время малыши проводят в садиках, легко адаптируясь к условиям дошкольного учреждения. Кстати, если мама не работает, то ей могут и не дать бесплатную путевку в государственный детский сад.
Мамы и папы во Франции умеют говорить слово "Нет" так, чтобы оно звучало уверенно.
Американское воспитание
В США родители тщательно следят за интеллектуальным, физическим и духовным развитием ребенка. Возможно, это происходит потому, что общество огромное внимание уделяет разъяснению детских свобод и развитию индивидуальности. Современные маленькие американцы – это знатоки юридических норм, не редко дети жалуются на родителей в суд за ущемление своих прав.
Другие особенности американского воспитания:
1.Характерной особенностью американского стиля воспитания это - привычка посещать публичные места вместе со своими детьми. На то есть две причины: во-первых, не все молодые родители могут позволить услуги няни, во-вторых, они не хотят отказываться от прежнего "вольного" образа жизни. Поэтому часто можно увидеть детей на взрослых вечеринках.
2. Американских малышей родители редко отдают в детские сады. Мамы, как правило, сами предпочитают воспитывать детей, однако не всегда занимаются с ними. Поэтому в первый класс девочки и мальчики идут, не умея ни писать, ни читать.
3. Практически в каждой среднестатистической семье ребенок с ранних лет состоит в каком-нибудь спортивном клубе, секции, играет за школьную спортивную команду.
4. США – родина такой техники конструктивного наказания, как тайм-аут. В этом случае родитель перестает общаться с ребенком или оставляет его в одиночестве на короткое время.
Итальянское воспитание
Педагогические принципы итальянских мам значительно отличаются от ранее описанных национальных систем воспитания, в Италии детей любят, не только их родители, дядюшки, тетушки и бабушки с дедушками, а вообще все встречные, начиная от прохожего и заканчивая продавцом газет.
Другие особенности итальянского воспитания:
1. В Италии считается, что дети должны воспитываться в большой и дружной семье. За детьми приглядывают бабушки, тети, другие близкие и дальние родственники.
2. Малыш растет в атмосфере тотального надзора, опеки и, одновременно, в условиях вседозволенности. Ему разрешают все: шуметь, кричать, дурачиться, не выполнять требования взрослых, играть часами на улице.
3. Детей берут с собой повсюду – на свадьбу, концерт, спортивные мероприятия.
Никто не возмущается этим правилом, потому что малышей в Италии любят все и не скрывают своего восхищения.
4. Итальянские папы наравне со своими женами разделяют обязанности по воспитанию ребенка, он стремится принимать активнейшую роль в воспитании своего чада.Особенно если это чадо женского пола. В Италии существует выражение: родилась девочка –папина радость.
Русское воспитание
До сих пор в России актуальна народная мудрость: "Нужно воспитывать детей, пока они поперек лавки помещаются". Однако все чаще и постепенно родители в России переходят от авторитарного стиля воспитания с гуманитарному.
Другие особенности русского воспитания:
1. Главные наши воспитатели – женщины. Это относится и к семье, и к образовательным учреждениям. Мужчины намного реже занимаются развитием детей, большую часть времени, посвящая карьере и зарабатыванию денег.
Традиционно российская семья строится по типу мужчина – кормилец, женщина – хранительница домашнего очага.
2. Подавляющее большинство малышей посещает детские сады, которые предлагают услуги по всестороннему развитию: интеллектуальному, социальному, творческому, спортивному.
3. В России не так популярны услуги нянь, как в других европейских странах.
Чаще всего родители оставляют детей на бабушек и дедушек.
В целом бабушки часто принимают активное участие в вопросах воспитания детей.
4. Дети остаются детьми, даже когда они уходят из дома и заводят собственные семьи. Мама с папой стараются помочь материально, решить различные бытовые сложности подросших сыновей и дочерей, а также нянчатся с внучатами.
А какие методы воспитания используете вы?