Три года назад мы публиковали этот материал без нашего комментария. Но тогда мы серьезно относились к типологиям личности, пока не отказались от них совсем. ( Почему мы не используем типологии личности - текст здесь https://vk.com/spb_cpb?w=wall-62262331_7054 ) .
Кроме того, после серьезного исследования публикаций психологических исследований, пришли к тому, что радоваться на КиберЛенинке нечему, так как современные криминологи России - используют устаревшие данные - об этом тоже публиковали текст https://vk.com/wall-62262331_9680
Иначе говоря, сам ресурс сомнительный, а база исследователей - устаревшая. Однако, мы побеседовали со следователями о работе преподавателей кафедры специальной тактики при университете МВД, посвященной влиянию психотипа на навыки стрельбы.
1. Вспомним тезисы работы:
В статье представлены исследования, в результате которых были выявлены личностные и функциональные характеристики курсантов, определена динамика формирования навыка стрельбы и установлен характер взаимосвязи свойств личности с результативностью стрельбы и динамикой формирования навыка стрельбы.
....
Корреляционный анализ выявил, что невысокая степень выраженности пограничных свойств личности оказывает позитивное влияние на результативность стрельбы наряду с закономерной положительной корреляцией психической активности, субъективного благополучия, устойчивости к стрессорам и эмоциональной устойчивости.
.....
В успешности формирования навыка стрельбы играют положительную роль невротизация, истеричность, психастеничность, ведущая правая нога и левая; отрицательную роль - психический темп и психическая активность.
https://cyberleninka.ru/article/n/rol-svoystv-lichnos..
2. Разбор в практике.
Как говорят следователи - навык стрельбы успешной можно развить у любого, если тренироваться. Но, им кажется сомнительным тот факт, что психоастеники и нарциссы могут показывать более успешные результаты в формировании навыка. Возможно, что в процессе обучения, для того, чтобы демонстрировать успех, будет позитивный результат. Однако, говорит ли это о том, что нарцисс или психоастеник покажет себя в зоне риска, кризисной ситуации, где нет зрителей?
Сможет ли он оперативно отреагировать на угрозу, если цена ошибки его собственная жизнь?
Действительно ли необходимо использовать оружие нарциссу, если он его решил использовать?
Если авторы классификации отмечают, что некоторые акцентуации складываются и проявляются только в определенном возрасте (например, паранойяльные черты ярче всего проявляются в возрасте 30-40 лет; Личко), а особенности, характерные для акцентуации, проявляются не всегда, а в определенных ситуациях (Личко) - следовательно, применять эту типологию для любых ситуаций некорректно. В том числе и для формирования навыков стрельбы.
Вспомним критику типологий и акцентуаций:
"Основная критика психотипов сводится к следующим пунктам:
- нет четких границ между расстройствами, из-за чего невозможно составить четкую и однозначную классификацию;
- признаки расстройств одинаковы (так что испытуемому, которому подходит одна категория, с легкостью подойдет и другая; как вариант преодоления клиницисты говорят о кластере расстройств, а не о конкретном расстройстве);
- психотип характеризуется степенью выраженности, однако существующие опросники не учитывают этой особенности (например, шизоидом может быть признан и человек с выраженным психиатрическим отклонением, и человек, у которого есть только отдельные, слабо выраженные признаки)
- существующие критерии не позволяют отличить варианты нормы от диагноза".
3. Вывод из практики:
В разговоре со следователями выяснили следующее:: важным фактором в формировании навыка стрельбы является, собственно, желание стажера или обучающегося. Вне зависимости от его типа личности или акцентуации, на успешное формирование результативного навыка стрельбы будет влиять еще и его дисцплинированность и самостоятельное обучение.
Кроме того, как и в любом обучении, необходимо пройти практику. К примеру, в горячих точках или в работе с уголовниками, бандитскими формированиями, использующими оружие.
Кроме того, важно понимать, когда оружие действительно необходимо использовать, а когда достаточно угрозы выстрела.
Что касается влияния типологий, то выводы преподавателей могут оказать "медвежью услугу". Набрав психоастеников и нарциссов в Росгвардию, к примеру, можно усилить риск проявления нарциссического расстройства личности ( дело с Росгвадией https://vk.com/wall-62262331_4095 )
Кроме того, обращать следует внимание не на типологии личности преподавательскому составу МВД, а не косвенные и прямые иллюстраторы психических заболеваний.
Склонность к садизму, садистическим играм, депрессивность, нарциссическое расстройство, сексуальные девиации, агрессия - вот, что является важным для анализа.
В тему:
Видеоучебник по допросам Джима Смита, посвященный его разоблачению маньяка и офицера Рассела Уильямса - https://vk.com/wall-62262331_8013
Еще про одного хорошего человека История Чарльза Уитмена, стрелка Техаса. - https://vk.com/wall-62262331_5974
В подборке наших методичек две про школьных стрелков и https://vk.com/wall-62262331_9735