Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Фанат

Оглавление

(The Fan, 1996, США)

Кабы не этот скриншот, автор сего обзора мог бы запамятовать, что сегодня, в общем-то, пятница.
Кабы не этот скриншот, автор сего обзора мог бы запамятовать, что сегодня, в общем-то, пятница.

"Когда я в последний раз снимал кино на околоспортивную тему, мне повезло, - рассуждал в середине 90-х ныне покойный Тони Скотт, ласково поглаживая постер своего "Последнего бойскаута". - Что из этого следует? Правильно: хорошую стратегию не грех и повторить". Сказано - повторено. И, собрав новый черно-белый звездный дуэт, только на сей раз не Уиллис - Уайанс, а Де Ниро - Снайпс, Тони ринулся продолжать банкет со всей присущей ему энергией и фантазией.
К сожалению, дважды войти в одну и ту же реку... или, точнее, выйти на одно и то же спортивное поле не удалось. Даже несмотря на то, что, как и в "Бойскауте", спорт здесь тоже идёт лишь фоном и не докучает зрителю, кому это до лампочки, прокатную борьбу с кошельками зрителей "Фанат" с треском проиграл. И, не отбив своего 55-миллионного бюджета, ушёл нервно курить в тамбур, откуда больше не вернулся и вскоре выветрился из народной памяти. А Скотт, усвоив урок, отныне и до самой смерти не касался в своем творчестве ни спортивных игр, ни "маниакально"-психологических триллеров. По крайней мере в чистом их виде, как здесь.

- Слышь, парень, а хочешь узнать, что такое легендарный перегар Де Ниро? - Спасибо, Роберт, ты очень добр, но давай как-нибудь в другой раз.
- Слышь, парень, а хочешь узнать, что такое легендарный перегар Де Ниро? - Спасибо, Роберт, ты очень добр, но давай как-нибудь в другой раз.

Впрочем, неуспех "Фаната" был обусловлен вовсе не плохим качеством фильма или неважнецкой историей. Вовсе нет. Как и любая другая картина Тони, эта тоже снята в его фирменном стиле и бодром темпе. Да и Де Ниро со Снайпсом отпахали честно и без халтуры; первый даже выдвигался на ежегодную кинопремию MTV в номинации "Лучший злодей". "Фанатский" сценарий тоже вроде бы банальным не назовешь. Он не слишком запутан, но нервишки зрителю пощипывает и кровищу в некоторых сценах льёт без стеснения. Можно предположить, что фильм сгубила недостаточно продуманная интрига и отсутствие в сюжете каких-либо тайн, что любому триллеру всегда портит карму. Просто нам сразу говорят, кто здесь главный гад и что он может отчебучить. А затем мы просто сидим, смотрим на его заскоки и ждём, когда же наши догадки оправдаются. Не сказать, что это скучно, и всё же такая подача заметно снижает градус интриги, а на одном чистом "психологизме" её уже не раскочегарить.
Как бы то ни было, Роберт Де Ниро изо всех сил старался, чтобы мы не заскучали. Уже тот факт, что его герой Джил Рейнард - коммивояжер-неудачник, торгующий ножами, - наводит на мысль, что рано или поздно он воспользуется своим товаром в уголовно-наказуемых целях. Тем более, что с нервишками у Джила не всё в порядке и с каждым новым срывом его проблемы лишь усугубляются.

Зато любителям ножей - найфоманам, - явно понравится сыграть в угадайку, какие из известных фирм, производителей ножей, участвуют в product placement "Фаната".
Зато любителям ножей - найфоманам, - явно понравится сыграть в угадайку, какие из известных фирм, производителей ножей, участвуют в product placement "Фаната".

А ещё Джил большой фанат бейсбола в целом и нового игрока своей любимой команды "Гиганты" Бобби Рейберна (Снайпс) в частности. И потому не может смотреть без боли, как у его фаворита дела вдруг стали идти из рук вон плохо. И как на передний план в команде начинает выходить другой игрок, грозящий вот-вот напрочь затмить бедолагу Рейберна - некий Хуан Примо (дель Торо). Которому вдобавок ещё и отдают номер Бобби, что последнего морально добивает.
Рейнард, конечно, тоже в курсе всего этого. И вот однажды он не выдержал и проник в раздевалку "Гигантов", чтобы попросить Примо не выпендриваться и вернуть Рейберну его номер. Но их разговор по душам как-то сразу не заладился. А поскольку у продавца ножей всегда были при себе образцы товара... Короче говоря, Примо из той раздевалки вынесли вперёд ногами, а Джил успел скрыться и остался безнаказанным.
А спустя какое-то время он волею случая даже смог закорешиться с Бобби. Который и не подозревал, что перед ним - психопат-убийца. Но, разумеется, ближе к финалу грязная истина вылезла-таки наружу, и Рейберну их шизофреническая дружба отрыгнулась до самых печенок.

Идеальная иллюстрация для поста какого-нибудь самооборонщика. Чего-то в духе "10 ошибок, которые нельзя допускать, обороняясь с битой против ножа". Ну или типа того.
Идеальная иллюстрация для поста какого-нибудь самооборонщика. Чего-то в духе "10 ошибок, которые нельзя допускать, обороняясь с битой против ножа". Ну или типа того.

***

В общем, пусть это и не лучшая работа Тони Скотта, но всё равно хорошее кино, которое сто́ит того, чтобы посмотреть его как минимум разок. Или дюжину разков, если вы поклонник Де Ниро, которому роли долбанутых на всю голову героев всегда идут гораздо больше, чем роли законопослушных, психически уравновешенных граждан. За прочих же участников этого спектакля сказать особо нечего, ведь это не их заставляют бегать весь фильм с ножами на изготовку и потому на фоне бесчинствующего Де Ниро они выглядят уже не так колоритно.
Ну а что касательно бейсбола, то, как я и сказал, на его поклонников "Фанат" ориентирован лишь в пятую очередь, поэтому им тут будет скучновато... Если, конечно, они вдруг не узнают в чокнутом Джиле Рейнарде себя и не пойдут по его стопам. Однако за это ни Тони Скотт, ни я уже ответственности не несём, имейте в виду.

Трейлер фильма: