Д-436 первый Российско - Украинский авиадвигатель сертифицированный по системе ИКАО. Производится (окончательную остановку сборки никто не объявлял) на совместном Российско - Украинском предприятии НПЦ Салют (Россия) Мотор - Сич (Украина). Предназначался в первую очередь для установки на самолёты Ту-334 (выпущено всего две опытные модели). В настоящее время приобрел применение на средне - магистральном самолёте Ан-148, и самолёте - амфибия БЕ-200. Уникальность двигателя заключается в том, что он может устанавливаться в "мотогондоле" по бокам фюзеляжа (по принципу Ту-334), в мотогондолах над крылом как на БЕ-200, так и на пилонах под крылом как соответственно на Ан-148.
На основе межправительственных соглашений от 2000 года ряд предприятий России и Украины участвовали в создании отдельных узлов и агрегатов к этому двигателю. После успешных испытаний силовая установка по индексом Д-436-148 модификация двигателя Д-436-Т1 с максимальной тягой 6400-6800 ксг, нашла своё применение на самолёте Ан-148, сборочные цеха которого находятся на Воронежском авиационном заводе (ВАСО). В отличие от базового прародителя на двигателе модифицированы коробка приводов, реверсивное управление, а сопла выполнены из композитных материалов. До сих пор 12 моделей Ан-148-100 находящиеся в эксплуатации оборудованы этим типом силовых установок.
Модификацией этого двигателя является Д-436-148 ФМ, для перспективной транспортной модели Ан - 178 (построено 2 шт.,на Украине, проходят испытания).
К сожалению судьба двигателя и всего проекта Ан-148 по большей части были предрешены. И в 2014 году после появления напряженных отношений между Россией и Украиной совместное производство силовых установок и самого самолёта прекращено. Гражданские эксплуатанты этой машины в частности авиакомпания "Россия" в виду перспективы затянувшегося кризиса и возможного сбоя поставки комплектующих для ремонта и обслуживания лайнера, отказалась от этих самолётов, а экипажи распустила. Долгое время 6 лётных экземпляров Ан-148 находились на хранении в торце старой полосы аэропорта "Пулково", а после переданы в авиакомпанию "Саратовские авиалинии" сертификат которых аннулирован после катастрофы одного Ан-148, под Москвой.
В настоящее время сотрудничество между Российскими и Украинскими специалистами полностью не прекращено, но после выполнения заказа Минобороны РФ на поставку 15 самолётов Ан-148, укомплектованных двигателями Д-436, дальнейшая судьба силовой установки остаётся туманной!
Авиадвигатель ПС-90. Будет ли продолжение?
Ан-148. "Прерванный взлёт"
Авиадвигатель Sam146. Почему на Сухой - Суперджет (SSJ100) не ставят Российские двигатели.
Силовая установка для МС-21
Ил-96 "остался под забором"!
Ан-148 и SSJ100. Кто выживет?