«Предсказывать очень трудно. Особенно будущее», — сказал Нильс Бор. Над фантастами посмеиваются: напридумывали официантов-роботов, цветообонятельной музыки, хроноклазмов и телепортаторов, а смартфонов и персональных компьютеров не предвидели. Да, тут вышла промашка: кто, скажем, в середине ХХ века решился бы написать, что устройства с вычислительными мощностями, как в военных и научных центрах самых развитых стран, станут общедоступными? Да и зачем это может быть нужно? Однако верных предсказаний, сделанных научной фантастикой, гораздо больше, чем принято считать. На самом деле их сотни, если не тысячи, так что выбор был нелегким.
1) Огнетушители (Жюль Верн «Черная Индия», 1877 год)
«Гарри и его товарищи с риском для жизни затушили пожар, угрожавший гибелью всей шахте; это удалось им только благодаря огнетушителям, которыми предусмотрительно были снабжены шахты: вода в них была насыщена углекислотой». Преступный замысел сорвала техническая новинка, в реальной жизни еще не существующая. И ранее в том же романе описан типичный эскалатор: «Он воспользовался механической лестницей, одной из тех лестниц, которые, равномерно покачиваясь, сами двигались то вверх, то вниз, что позволяло подниматься и спускаться не утомляясь. Двадцать таких качаний механизма уже опустили его примерно на полтораста футов...» Самодвижущихся лестниц в 70-е годы XIX века тоже не существовало. И эскалаторы, и огнетушители изобрели в конце XIX — начале ХХ века.
2) Аппарат искусственного кровообращения (Александр Беляев «Голова профессора Доуэля», 1925 год)
Первый «автожектор» (аппарат искусственного кровообращения) сконструировал в 1924 году Сергей Брюхоненко. Однако сообщения об этом появились позже, поэтому идея Беляева казалась чистейшей фантастикой, пока в 1928 году Брюхоненко не продемонстрировал оживление отделенной от туловища головы собаки. По словам самого писателя, тему романа ему подсказал собственный невеселый опыт: три года с парализованными ногами из-за туберкулеза позвоночника, усугубившего последствия травмы. Жутковатая идея оживления отрезанной головы с последующим пришиванием к чужому телу не нашла практического применения. Но пересадка органов применяется широко (серьезный вклад в развитие этой области внес ученик Брюхоненко Владимир Демихов), как и аппараты искусственного кровообращения — без них, например, были бы невозможны операции на сердце.
3) Коррекция зрения с помощью операции на хрусталике глаза (Александр Беляев «Борьба в эфире», 1927 год)
Голову профессора Доуэля помнят все, но мало кто знает, что Беляев, по-видимому, первым описал хирургическую операцию на хрусталике. Хорошее зрение было необходимо летающим людям, и они решили проблему радикально. «...Я думаю, наши потомки, которые, быть может, в воздухе будут жить больше, чем на земле, вновь обретут зоркость орлов. Но мы унаследовали от вас, людей с ограниченным кругозором города, близорукость. И боремся с ней. Ваши очки не удовлетворяют нас. С ними много хлопот, они могут разбиться. И мы просто оперируем глаза, вправляя новый хрусталик». Первые подобные опыты на животных были выполнены в середине ХХ века, сегодня операции по замене хрусталика на искусственный каждый год делают множеству людей. А вот с приспособлениями для индивидуального полета так и не заладилось. Существуют всевозможные вингсьюты и джет-белты, но летать как птицы мы все еще не можем.
4) Экстракорпоральное оплодотворение (Олдос Хаксли «О дивный новый мир», 1932 год)
«...Он приступил к краткому изложению современного оплодотворительного процесса <...> и, подведя своих подопечных к рабочим столам, наглядно познакомил с тем, как жидкость эту набирают из пробирок; как выпускают капля за каплей на специально подогретые предметные стекла микроскопов; как яйцеклетки в каждой капле проверяют на дефекты, пересчитывают и помещают в пористый яйцеприемничек; как (он провел студентов дальше, дал понаблюдать и за этим) яйцеприемник погружают в теплый бульон со свободно плавающими сперматозоидами». После Олдоса Хаксли о внеутробном выращивании людей не писал и не снимал кино только ленивый. Но хочется отметить Лоис Буджолд с ее циклом книг о Форкосиганах (первый роман вышел в 1986 году), где она подробно объяснила, почему «маточным репликаторам» есть место не только в антиутопии, но и в светлом будущем. Ученые согласны с Буджолд. Один из вариантов искусственной матки называется EUFI (extrauterine fetal incubation); над ним много лет работают на факультете акушерства и гинекологии токийского университета Дзюнтендо. Выращивают они козлят, и пока что ни одну беременность не удалось полностью провести вне козьего организма. Зато экстракорпоральное оплодотворение — уже совсем не фантастика: на Земле живут миллионы людей, зачатых «в пробирке», в 2010 году лауреатом Нобелевской премии по физиологии и медицине стал Роберт Эдвардс, который вместе с хирургом Патриком Степто впервые провел такую операцию, завершившуюся рождением здоровой девочки.
5) Микроскоп с атомарным разрешением (Станислав Лем «Солярис», 1961 год)
«Объектив как бы наезжал на деформированный с провалившейся серединой эритроцит <...> Поймав в черное перекрестье одно из уплотнений белковых обломков, я слегка подтолкнул рычаг увеличения, потом еще; вот-вот должен был показаться конец этой дороги вглубь, приплюснутая тень одной молекулы заполнила весь окуляр, изображение прояснилось, — сейчас! Но ничего не произошло. Я должен был увидеть дрожащие пятнышки атомов, похожие на колышущийся студень, но их не было». Крис называет устройство, с помощью которого он исследует кровь Хари, «нейтринным микроскопом». Для 60-х — фантастика. Сканирующие зондовые микроскопы, в том числе атомно-силовой микроскоп, с помощью которого можно получать изображения биологических образцов с разрешением от десятков ангстрем до размеров атомов, появились в 80-е. Нейтрино он не использует, а «ощупывает» образец с помощью иглы атомарных размеров.
6) Электронные СМИ (Артур Кларк «2001: Космическая Одиссея», 1968 год)
«Флойд включил свой газетный планшет в информационную сеть корабля и просмотрел одну за другой крупнейшие электронные газеты мира... Он не раз задавал себе вопрос: неужели газетный планшет с фантастически сложной техникой, скрывающейся за простотой его использования, еще не последнее слово в непрестанном стремлении человека к совершенству средств связи? <...> Кстати, в эту эру электроники и самое слово „газета“, конечно, стало анахронизмом. Текст ежечасно автоматически обновлялся. Даже если читать одни лишь газеты на английском языке, можно всю жизнь только и делать, что поглощать этот вечно обновляющийся поток информации...» По средствам связи и сегодня трудно пожелать большего, тем паче что герой находится не на Земле. Простенький «газетный планшет» Флойда современным планшетам не чета, однако про бурные потоки непрерывно обновляемой новостной информации все верно. И вот это: «Чем совершеннее техника передачи информации, тем более заурядным, пошлым, серым становится ее содержание» — обидно, но в точку.