Найти в Дзене
Павел Кудашев

20 лет спустя или по жизни с колесом.

Проработав уже 20 лет в бизнесе по продажам шин на разных должностях, и хлебнув на этих ступенях разного, от замерзающих рук на 30-ти градусном морозе до мягкого кресла в большом кабинете с чуть уловимым ароматом хорошего чая, доносящегося от белого пузатого чайника с бордово-золотистой каемочкой по краям и ручкой-завитушкой, которая так удобно ложилась в руку, что наливая напиток в чашку, каждый, несомненно получал дополнительное эстетическое наслаждение.
Проработав уже 20 лет в бизнесе по продажам шин на разных должностях, и хлебнув на этих ступенях разного, от замерзающих рук на 30-ти градусном морозе до мягкого кресла в большом кабинете с чуть уловимым ароматом хорошего чая, доносящегося от белого пузатого чайника с бордово-золотистой каемочкой по краям и ручкой-завитушкой, которая так удобно ложилась в руку, что наливая напиток в чашку, каждый, несомненно получал дополнительное эстетическое наслаждение.

Когда шина впервые попала ко мне в руки, мой шальной подростковый разум даже предположить не мог, что этот черный и круглый кусок резины станет проводником в моей жизни, и несмотря на свою природную чернь, призванную всей своей сущностью только пачкать и оставлять за собой следы, она послужит фонарем, ведущим корабль моей жизни сквозь туман неопределенности к новым свершениям.

Проводя довольно большое время на автомобильном рынке в конце девяностых годов, юному мальчишке было все в новинку, а работа при любой погоде, сейчас вспоминается как веселое испытание, сродни тем что показывали тогда по телевизору, где мускулистые гладиаторы в забавных костюмах отчаянно боролись между собой в попытках преодолеть разные преграды, и неистово радовались своей победе, от чего даже складывалось впечатление реальной опасности их жизни, в случае поражения. Но все, конечно, были живы и в очередной уик-энд снова радовали нас своими воплями, взбираясь на очередную цветастую гору. Мне же, выпадала радость идти с отцом на рынок, где прохладное летнее утро всегда начиналось с педантичной выкладки этих резиновых бубликов в строгом соответствии с его предписанием и правилами, секрет которых был известен только ему, коим к слову сказать, обладал каждый наш сосед с аналогичным товаром, но у всех он был свой, а смысл его хранился похлеще, чем секрет рецепта зелья из мультфильма про Астерикса. Однако, торговый день не мог начаться без ритуального касания всей своей витрины деньгами после первой продажи, и купюры, сложенные маленьким веером, шелестели по пупырчатым протекторам шин, суля невиданные прибыли в этот день.

Сколько же разных шин и еще больше непонятных тогда обозначений, было перед моими глазами и каждый день они мелькали, сменяя один размер другим, отправляясь на определенное им место служения, а именно на защиту автомобиля от всевозможных ухабов и неприятностей на дороге, принимая своей накаченной плотью каждый удар, и оберегая владельца авто и его тело от дискомфорта дорог того времени.

-2

В то время не было ни интернета с его тысячами отзывов на каждый товар, ни дорогостоящей рекламы, которая вгрызаясь в наш разум, заставляет нас верить, что мы покупаем не шину, а динозавра, бегущего за нами по пятам и уж тем более нас не заваливали кучами тестов разных издательств, где максимально учтено все и ошибок быть не может, но почему-то победители постоянно разные.

Тогда главным рекламщиком, маркетологом и экспертом был пузатый дядька с белыми полосками от подтяжек на обгоревшем теле, источавшим зачастую такое амбре, что зайдя в контейнер, где хранились шины, можно было учуять именно его, а не режущий и щекотящий внутреннюю полость носа, запах шин. Он гордо ходил вокруг своей витрины, и покачиваясь, подтягивал свои штаны цвета хаки, держащиеся исключительно на лямках, ведь полностью обхватить экватор его живота им было не под силу, чего они уже и не пытались делать, сползая с годами все ниже и иногда, даже оголяя, часть уж совсем неприличного места.

Подобными «экспертами» был наводнен рынок и в каждой сфере они готовы были рассказать нюансы использования, иногда, по правде говоря, просто выдумывая их на ходу. Невозможно было проверить даже самую невероятную информацию, звучащую еще правдоподобнее от своей невероятности и тем самым поднимая уровень пузатого эксперта на новую ступень в глазах потребителя.

Однако, в то время это казалось абсолютно нормальным и все новые и новые случаи, и «факты» доносились до потребителя, который в свою очередь был рад их слышать и с удовольствием приобретал любой товар, именно сегодня красочно описанный рыночным экспертом. У каждого, конечно, был свой знакомый, чье мнение было гораздо авторитетнее, но в большинстве своем верили практически всем продавцам, ведь уверенность их заявлений была неоспоримой.

Никогда бы не поверил в те дни, если бы сказали, что мне придется ездить с клиентом на его Хонде, пытаясь услышать какое же все-таки из четырех новых шин Нокиан, бывших в свое время пределом мечтаний любого автовладельца, шумит сильнее. В процессе выяснения даже удалось понять, что сам он действительно слышит самую шумную из четырех, и окрестив его Бетховеном, просто обменял эту шину.

Работая все больше в сфере шин, и лично продав их на сумму свыше 2,5 млрд.рублей, прихожу к интересному выводу, который подтверждался десятки если не сотни раз и, уверен, продолжает подтверждаться снова и снова.

Яркими помощниками в этом, как всегда, выступили мои клиенты, коих набралось предостаточное количество, а уж их мнений относительно той или иной шины, еще больше. Сразу оговорюсь, что речь пойдет о шине легковой, ибо грузовая шина, это тема отдельная и требует иных примеров.

Наши знания о легковой шине в последнее время в разы увеличились, и уж мужская то половина нашего населения легко оперирует брендами, размерами, а иногда и индексами нагрузок и прочими более глубокими атрибутами такого многогранного, несмотря на ее круглую форму, товара, как шина. Но реальные отзывы о той или иной шине расходятся настолько, что найти зерно здравого смысла бывает также сложно, как найти юмор в Аншлаге, он вроде бы уже перед нами, а почему-то не заходит.

В разных компаниях, мы проверяли шины по-разному, но сегодня короткий пример, убедивший меня в мысли, которую опишу уже после наших экспериментов.

Итак, на протяжении нескольких, а точнее сказать тринадцати лет, у меня была возможность тестировать новые шины на лояльных клиентах, всегда говорящих правду матку в лицо и если уж их что-то их не устраивало, то об этом знали все, от уборщицы в офисе, до директора подразделения. Именно благодаря таким партнерам, объем знаний о шинах вырастал многократно, что позволяло мне и команде, всегда оставаться в курсе самых последних и живых откликов от реальных владельцев.

Одним из таких активных экспериментатором был наш постоянный партнер средних лет из очень крупной федеральной компании, а его увлеченность автомобилями зашкаливала настолько, что показывая нам ролики очередных изменений своих нескольких машин, глаза светились детской радостью и гордостью, будто он хвастался своими успехами перед строгой матушкой, смотрящей на него между делом и вытиравшей руки о полотенце, висящем на плече.

-3

Назовем его «Мистер С» и не забудем сказать, что денег на шины он не жалел и готов был менять их при любом удобном моменте, будь то появление новой модели или случайно услышанная хвалебная история в кругу друзей. И как вы понимаете, мы не могли упустить такой случай и рекомендовали буквально любую шину, которую только могли найти и привезти, что иногда вызывало все-таки легко негодование, но несмотря на это, он с радостью приобретал их снова, а уж отзывов от него долго ждать не приходилось.

В определенный момент стало происходить интересное явление, которое показывало, что Мистер С, как и многие другие давал оценки, исходя из своих эмоций на момент составления этой оценки. Например, увлеченно рассказывая, как он входил в очередной поворот с явным желанием сказать о высоком качестве шины, он кардинально менял мнение поле прервавшего его звонка с новой проблемой на работе, и разносил шину в пух и прах. Были и обратные моменты, когда он отказывался от критики приобретенной шины, услышав голос своей дочери из дверей нашего менеджерского зала, который нежно и одновременно упрямо поторапливал заболтавшегося отца.

Сбиваясь со счета его комментариям, я слушал новый, и остановил его когда услышал название той шины, которую он так усиленно нахваливал и со свойственной ему манерой, приправлял свой рассказ красочными картинами ее использования. Мистер С не очень любил быть прерванным, нахмурил брови и уже был готов дать мне порцию критики за проявленную мной несдержанность, но мой вопрос поставил его в тупик.

Дело в том, что этот венец шинной промышленности, этот свет в конце тоннеля и этот оплот гениального разума оказался ничем иным, как ужаснейшим из всего придуманного и продаваемого на полках шинных магазинов и только идиоты могли раскручивать этот бренд, потому что ни один нормальный человек его не купит. Текст цитат Мистера С заведомо отредактирован под читабельный, но приближен по эмоциональному наполнению к оригиналу.

Прервать его пришлось именно потому, что так ярко описываемая им шина, уже приобреталась им год назад и получила максимально высокие оценки в его личном рейтинге, а тут такой конфуз. Поняв это, он поднял глаза вверх, вспоминая, точно ли он говорил такое, и найдя в памяти то самое его описание, пустился в громкий хохот.

От души посмеявшись, мы, как всегда, пожали друг другу руки, и он сказал одну вещь, которая врезалась мне в память и с тех пор заставляет проецировать эту мысль не только на шины.

Уходя, Мистер С сказал: «Знаешь, похоже они все одинаковые!», и махнув рукой так, словно показывал, что все это не имеет никакой разницы, сел в машину и уехал, оставив на асфальте нашей территории две черных полосы от очередной, установленной им новинки.

Эту мысль мы стали озвучивать многим клиентам напрямую и в большинстве случаев встречали одобрение, что подтверждалось их покупками.

Количество противоположных отзывов в сети только растет, что лишь подтверждает слова Мистера С, который подвел черту одной свой фразой и возможно обозначил новый этап в продажах шин, а возможно и других товаров.

Борьба бюджетов производителей бесконечна, но наше ощущение от товара сугубо индивидуально и зависит от слишком большого количества факторов, чтобы слушать отзывы и убивать кучу времени на выбор именно «вашего» товара.

А может быть и правда, большинство из них одинаково?