Лев Толстой
Существовало мнение, что Лев Толстой не ругался матом во время разговоров. Однако сохранившиеся воспоминания Бунина и Горького говорят совершенно об обратном:
«... употреблял и даже очень свободно - так же, как все его сыновья и даже дочери, так же вообще, как все деревенские люди, употребляющие их чаще всего по привычке, не придавая им никакого значения и веса», -
писал Иван Бунин. А вот как вспоминал встречу с Толстым и Чеховым в Ялте Максим Горький:
«Вы сильно распутничали в юности?
А. П. смятенно ухмыльнулся и, подергивая бородку, сказал что-то невнятное, а Л. Н., глядя в море, признался:
- Я был неутомимый ...
Он произнес это сокрушенно, употребив в конце фразы соленое мужицкое слово. Тут я впервые заметил, что он произнес это слово так просто, как будто не знает достойного, чтобы заменить его. И все подобные слова, исходя из его мохнатых уст, звучат просто, обыкновенно, теряя где-то свою солдатскую грубость и грязь» .
Николай Некрасов
Когда же Николаю Некрасову во время застольной беседы хотелось сказать что-нибудь эдакое, он мог предупредить об этом свою жену:
«За обедом, где из женщин присутствовала она (Фекла Анисимовна - жена Некрасова - Г. К) одна, Некрасов, передававший какое-нибудь охотничье приключение или эпизод из деревенской жизни, прерывал свой рассказ и говорил ей ласково: «Зина, выйди, пожалуйста, я должен скверное слово сказать», - и она, мягко улыбнувшись, уходила на несколько минут», - вспоминал Анатолий Кони.
Иван Бунин
Бунин настолько был неравнодушен к мату, что даже составил словарь матерных слов. Для этого он взял деревенского мальчишку, который помогал ему собирать нужные выражения в народе.
Когда же Императорская Санкт-Петербургская академия наук избрала писателя почетным академиком, он в ответ подарил Академии свой словарь и очень им хвастал, особенно в присутствии жены.
Однажды Бунин признался, что мат спас ему жизнь.
«А в полдень в тот же день запылал скотный двор соседа, и опять сбежались со всего села, и хотели бросить меня в огонь, крича, что это я поджег, и меня спасло только бешенство, с которым я матерными словами кинулся на орущую толпу», - вспоминал писатель в "Окаянных днях".
Александр Куприн
Судя по воспоминаниям современников, Куприн был виртуозом в матерной ругани. Вот как описывает его речь тот же Бунин:
«Как-то пришел он ко мне. Ну, конечно, закусили, выпили. Вы же знаете, какая Вера Николаевна гостеприимная. Он за третьей рюмкой спрашивает: «Дамы-то у тебя приучены?» К ругательству, подразумевается. Отвечаю: «Приучены. Валяй!» Ну и пошел и пошел он валять. Соловьем заливается. Гениально ругался. Бесподобно. Талант и тут проявлялся. Самородок. Я ему даже позавидовал».