Найти тему
машина

Грузовики: на чем ездят в Китае (ч.2)

Друзья, это третья часть рассказа об особенностях китайской автомобильной жизни и технике, которая ездит по дорогам Китая.
ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ мы уже рассказали кое-что о китайской дорожной инфраструктуре, гаишниках, придорожном быте и менталитете местных водителей, ВОТ ЗДЕСЬ начали рассказывать о многообразии марок китайских грузовиков. Об этом же продолжим и сейчас!

Текст: Николай Марков
Фото: Николай Марков и Константин Гусев

Простите за тавтологию, но это самый настоящий газовый газовоз: автопоезд для перевозки сжиженного метана с тягачом Shaanxi SX4255 (F3000), работающим на том же самом сжиженном метане
Простите за тавтологию, но это самый настоящий газовый газовоз: автопоезд для перевозки сжиженного метана с тягачом Shaanxi SX4255 (F3000), работающим на том же самом сжиженном метане

Среди новых машин в потоке дальнобойных тягачей на магистрали все чаще встречаются экземпляры с газовыми баллонами позади кабины. Но если в нашей стране газовые грузовики работают на сжатом метане (CNG), то в Китае не меньшее распространение на автомобильном транспорте получил метан сжиженный (LNG, не путать с LPG – сжиженным пропаном). Заправок такого типа в стране множество, а стоимость метана ниже, чем у солярки (она, к слову, называется «цайо» и обозначается на колонках цифрой «0») – поэтому газовые грузовики набирают популярность у перевозчиков. Судя по всему, газовые модификации сегодня предлагаются уже всеми производителями большегрузов в КНР.

Тягач Dongfeng DFL4250 с 375-сильным двигателем Yuchai, работающим на сжатом природном газе
Тягач Dongfeng DFL4250 с 375-сильным двигателем Yuchai, работающим на сжатом природном газе

Китайские тяжелые грузовики чаще всего имеют три либо четыре оси (6х4, 6х2 Chinese Six, 8х2 или 8х4). Версии же с колесной формулой 4х2 редки и имеются в гамме не у всех производителей. Что касается компоновки, то капотную кабину в тяжелом классе из фактически встречающихся на дорогах большегрузов сохранили разве что тягачи Chenglong Longka, весьма популярные в гористой местности.

Капотный тягач Chenglong Longka завода Dongfeng Liuzhou Automobile Co. с равным расположением осей по базе. Выпускается и вариант с колесной формулой 6х4 и традиционным расположением осей
Капотный тягач Chenglong Longka завода Dongfeng Liuzhou Automobile Co. с равным расположением осей по базе. Выпускается и вариант с колесной формулой 6х4 и традиционным расположением осей
Тяжелый грузовик Yuejin с кабиной от развозного «среднетоннажника» и любимой местными перевозчиками колесной формулой Chinese Six (6x2 со сближенными передними осями)
Тяжелый грузовик Yuejin с кабиной от развозного «среднетоннажника» и любимой местными перевозчиками колесной формулой Chinese Six (6x2 со сближенными передними осями)
Тяжелые грузовики с колесной формулой 4х2 в Китае не распространены. На фото – автоцистерна на шасси Rowor (одна из трех марок, используемых компанией Foton Motor наряду с Foton и Forland)
Тяжелые грузовики с колесной формулой 4х2 в Китае не распространены. На фото – автоцистерна на шасси Rowor (одна из трех марок, используемых компанией Foton Motor наряду с Foton и Forland)

Среднетоннажные «капотники», крайне распространенные на дорогах прежде, также постепенно вымирают: относительно регулярно пока еще можно встретить двухосные грузовики марок FAW, Xingguang, Dongfeng и Chuanlu, а также «клоны» грузовиков Dongfeng марок Lifan и Sitom. Большой редкостью стали капотные грузовики FAW с колесной формулой 6х4, а также двухосные «капотники» той же марки в варианте седельного тягача.

Автокран на капотном шасси Dongfeng. Его клоны выпускались и другими китайскими заводами
Автокран на капотном шасси Dongfeng. Его клоны выпускались и другими китайскими заводами
«Капотники» FAW Jiefang семейства J4R существуют и в варианте 6х4
«Капотники» FAW Jiefang семейства J4R существуют и в варианте 6х4
Судя по кабине, этот Chuanlu «клонирован» с грузовиков Dongfeng
Судя по кабине, этот Chuanlu «клонирован» с грузовиков Dongfeng

Но настоящий «зоопарк» – это «малотоннажники» и «среднетоннажники» классического азиатского типа с маленькими бескапотными кабинами. Кажется, возьми наугад любое сочетание из трех латинских букв – и оно окажется существующей маркой маленьких китайских грузовичков. FAW, WAW, BAW, JMC, CNJ, CDW, BMC – вот лишь некоторые трехбуквенные аббревиатуры, увидеть которые можно практически каждый день. Есть и более длинные названия. Например, часто встречаются грузовички с почти родной маркой КАМА. Довольно массово представлены на дорогах также машины брендов Foton и Forland, реже – Yuejin и Beijing.

Слева направо: «капотник» и «бескапотник» CNJ Nanjun (производитель – Sichuan Nanjun Automobile Co.) и грузовичок KAMA завода Shandong KAMA Automobile Manufacturing Co.
Слева направо: «капотник» и «бескапотник» CNJ Nanjun (производитель – Sichuan Nanjun Automobile Co.) и грузовичок KAMA завода Shandong KAMA Automobile Manufacturing Co.
Среднетоннажный грузовик WAW (Wuzheng Auto Works). Часть таких машин выпускается под брендом Wuzheng
Среднетоннажный грузовик WAW (Wuzheng Auto Works). Часть таких машин выпускается под брендом Wuzheng

Как и в Южной Корее, в Китае очень мало среднетоннажных и крупнотоннажных грузовиков с полным приводом. Разумеется, такие машины имеются в распоряжении армии и пожарной охраны. Но вот на автомагистралях и в крупных городах в повседневной жизни они не встречаются совсем, и лишь во Внутренней Монголии в населенных пунктах, вплотную прилегающих к пескам пустыни Гоби, мне довелось увидеть буквально несколько экземпляров грузовиков с колесными формулами 4х4 и 6х6. В большинстве своем это были машины весьма почтенного возраста, переоборудованные под «водовозки» путем установки в бортовые платформы самодельных цистерн и не имеющие номерных знаков – что, видимо, свидетельствует о том, что на дорогах общего пользования они не используются.

Редкий вариант Howo с колесной формулой 4х4 на службе в пожарной охране города Чанцзи
Редкий вариант Howo с колесной формулой 4х4 на службе в пожарной охране города Чанцзи
Сразу две буровые установки на стареньких полноприводных шасси DongFeng во Внутренней Монголии в сотне километров от пустыни Гоби
Сразу две буровые установки на стареньких полноприводных шасси DongFeng во Внутренней Монголии в сотне километров от пустыни Гоби
Армейский DongFeng EQ2080 (6х6) с дизайном кабины, стилизованным под советский Урал-375. Грузовики этого семейства встали на производство в 1975-м и выпускались до конца девяностых
Армейский DongFeng EQ2080 (6х6) с дизайном кабины, стилизованным под советский Урал-375. Грузовики этого семейства встали на производство в 1975-м и выпускались до конца девяностых
Два этих очень старых грузовика Jiefang – лицензионных копий нашего ЗИЛ-157 – встретились мне в 2016-м. Обе машины уже не имеют регистрации и выбираются из пустыни Гоби на асфальт только для пополнения запасов воды и топлива
Два этих очень старых грузовика Jiefang – лицензионных копий нашего ЗИЛ-157 – встретились мне в 2016-м. Обе машины уже не имеют регистрации и выбираются из пустыни Гоби на асфальт только для пополнения запасов воды и топлива
Полноприводный Chuanshi – дальнейшее развитие конструкции нашего «сто пятьдесят седьмого» с применением гражданской кабины типа Dongfeng
Полноприводный Chuanshi – дальнейшее развитие конструкции нашего «сто пятьдесят седьмого» с применением гражданской кабины типа Dongfeng
Полноприводный Dongfeng EQ2102, выпускавшийся для армии по лицензии Nissan Diesel
Полноприводный Dongfeng EQ2102, выпускавшийся для армии по лицензии Nissan Diesel
Выведенный из эксплуатации армейский «полноприводник» Yanan SX4240 производства Shaanxi Automobile в пустыне Гоби. Машины этого семейства с кабинами, конструкция которых уходит корнями к французским грузовикам Berliet, выпускались с 1968 года в течение почти тридцати лет
Выведенный из эксплуатации армейский «полноприводник» Yanan SX4240 производства Shaanxi Automobile в пустыне Гоби. Машины этого семейства с кабинами, конструкция которых уходит корнями к французским грузовикам Berliet, выпускались с 1968 года в течение почти тридцати лет
Полноприводный армейский грузовик Shaanxi SX2190 с лицензионной кабиной Steyr в роли водовоза в пустыне Гоби
Полноприводный армейский грузовик Shaanxi SX2190 с лицензионной кабиной Steyr в роли водовоза в пустыне Гоби

Как альтернатива «полноприводникам», в районах с многочисленными открытыми песками встречаются грузовые автомобили с колесной формулой 6х4, обутые в односкатные широкопрофильные шины. И все же основной объем перевозок здесь выполняется обычными дорожными грузовиками 6х4 и 8х4, хотя и не лишенными местного колорита. Например, многие самосвалы оснащены усиленными, вынесенными далеко вперед бамперами. Штатные блок-фары в этом случае меняются на самую дешевую и примитивную светотехнику, которую не жалко расколоть. Картину нередко дополняют мощный «кенгурятник» перед облицовкой радиатора и кондиционер на крыше (актуальность последнего не вызывает сомнений, учитывая сильную запыленность воздуха и изнурительную жару, доходящую летом до пятидесяти градусов).

HP_59.JPG – Этот Dongfeng не имеет переднего ведущего моста, однако для работы в условиях открытых песков оснащен широкопрофильными шинами
HP_59.JPG – Этот Dongfeng не имеет переднего ведущего моста, однако для работы в условиях открытых песков оснащен широкопрофильными шинами
Многие самосвалы, работающие в степных и пустынных районах близ Гоби, оснащены усиленными, вынесенными далеко вперед бамперами с «кенгурятниками» и мощными кондиционерами
Многие самосвалы, работающие в степных и пустынных районах близ Гоби, оснащены усиленными, вынесенными далеко вперед бамперами с «кенгурятниками» и мощными кондиционерами

И еще одна особенность, роднящая транспортные потоки в Южной Корее и Китае, заключается в абсолютной нераспространенности прицепов: за все время пребывания в Поднебесной мне удалось встретить их всего пару раз на загородных шоссе на перевозке огромных булыжников скальной породы да столько же раз на технологических дорогах в пустынных районах на транспортировке песка и щебня. Причем в одном случае 4-осный самосвал Howo тащил за собой сразу два тяжелых 3-осных прицепа!

Практически эксклюзивный кадр: самосвал Shaanxi F3000, работающий с прицепом. Дело в том, что в Китае проще встретить внедорожный карьерный самосвал, чем сцепку из тяжелого грузовика и прицепа!
Практически эксклюзивный кадр: самосвал Shaanxi F3000, работающий с прицепом. Дело в том, что в Китае проще встретить внедорожный карьерный самосвал, чем сцепку из тяжелого грузовика и прицепа!

И в завершение - еще немного о менталитете китайских водителей. Что нужно сделать, когда ваша машина сломается на загородном шоссе? Правильно, в первую очередь поставить знак аварийной остановки. Водитель китайской фуры на фотографии ниже тоже подумал так. Вот только понятие об этом самом знаке у него оооочень специфическое оказалось....

От встречи в темноте с таким "знаком аварийной остановки" легковушку можно будет сразу отправлять в долгий кузовной ремонт...
От встречи в темноте с таким "знаком аварийной остановки" легковушку можно будет сразу отправлять в долгий кузовной ремонт...

Спасибо за внимание! Не забывайте ставить «лайк» и делиться в соцсетях, если материал вам понравился! Ну и, разумеется, не забывайте подписываться на канал «МАШИНА», чтобы не пропустить новые интересные статьи!