Найти тему
Про Обувь

Виды подошв. Что и когда носить?

Оглавление
Подошва одна самых важных частей обуви. Именно подошва подвергается механическому воздействию при носке, изгибанию, стиранию об асфальт и различным реагентам, ведь на 10-ти сантиметровом слое от земли находится почти вся таблица Менделеева! Согласитесь, обидно, когда верх обуви еще цел, а подошва уже лопнула или стёрлась.

Подошва отличается по методу крепления: сейчас это чаще всего клеевой и литьевой, но также существуют гвоздевой, бортопрошивной, сандальный или комбинированный. От метода крепления зависит материал подошвы. ПУ и ТПУ крепятся литьевым методом (подробнее читать здесь), подошвы из листовых материалов будут приклеиваться, также как и формованные подошвы (заранее отлитые).

Кожа

Кожаная подошва используется чаще в модельной, детской, домашней обуви. Чаще всего подошва для повседневной обуви делается из чепрака. Чепрак - это часть кожи КРС (крупного рогатого скота), которая расположена по хребту, т.е. центральная часть шкуры животного толщиной 4-5 мм. В обуви из кожаной подошвы будет комфортно, ведь кожа - это природная мембрана. Безусловно в погодных условиях средней полосы подошва может деформироваться. Для этого лучше ставить накат (профилактику) и делать специальную обработку водоотталкивающими средствами.

Туфли с кожаной подошвой
Туфли с кожаной подошвой

В танцевальной (характерной) обуви применяется чепрак и спилок (нижний слой раздвоенной кожи). Спилок имеет бахтармянную структуру, что позволяет не скользить танцорам на паркете.

Кожволон (тунит, релак)

Кожволон - это резина с добавлением кожаных волокон (кожотходов). По износостойкости похож на кожу. На этот материал можно нанести рисунок (протектор), что даст большее сцепление с подошвой. Но всё же кожволон жесткий и скользит. Так что его сезон - лето!

Резина

ТПР (TPR, термопластичная резина)

Резина в чистом виде - каучук - сейчас не используется, слишком дорого и не обеспечить объёмы производства. ТПР - это синтетическая резина, значительнее прочнее каучука. Резина бывает в листовых материалах (для подошвы и набоек, от 2-х до 6-ти мм толщиной) и формованных подошвах, а также может крепить методом литья. ТПР обеспечивает амортизационные свойства, что хорошо для позвоночника. Но из-за того, что в ней нет пор, она имеет плохую теплоизоляцию (но имеет), к тому же она скользит, т.е. совсем не для зимы. СТОП! Или для зимы?

Сапог с подошвой из резины литьевым методом крепления.
Сапог с подошвой из резины литьевым методом крепления.

Но тут на помощь приходит нитрил! Различие в том, что нитрильная резина не скользит (на льду, в воде, на подъёме на гладкой поверхности), она обладает масло-бензо-стойкими свойствами. Её как правило крепят к подошве литьевым методом. (Знаете ещё есть перчатки облитые каким-то синим полимером? Вот это тоже нитрильная резина, чтобы руки не скользили.)

Микропористая резина (микропора)

Микропора может быть в листовых материалах и формованных подошвах. Секрет теплоизоляции в пузырьках воздуха.

Ботинки на подошве из листовой микропоры
Ботинки на подошве из листовой микропоры

ПУ (PU, полиуретан)

Так сложилось, что сейчас большинство подошв делается литьевым методом из полиуретана. Если сравнить его свойства со всеми предыдущими материалами, он безусловно выигрывает: мало весит из-за пористой структуры, хорошо амортизирует, холодостойкий (до - 10), гибкий, стойкий к истиранию, к тому же его легко сделать любого цвета. Но для сильных морозов ПУ не очень подойдёт, т.к. теряет эластичные свойства.

Если у вас трескается ПУ - это либо мороз -20, либо технологии не соблюдены. Дело в том, что ПУ трёхкомпонентный полимер. Если нарушаются пропорции, температура - подошва может растрескаться не доезжая магазина. Обычно ПУ выдерживает 3-5 лет умеренной носки. На эту тему у меня есть отдельная статья.

ТПУ (TPU, термополиуретан)

У термополиуретана очень высокая плотность. Поэтому на подошвах можно делать глубокий протектор, что обеспечит лучшее сцепление с поверхностью. Также он обладает масло-бензостойкостью, из-за этого может применяться в спецобуви. У него большой температурный диапазон, что позволяет обуваться асфальтоукладчикам и сталелитейщикам. Но он достаточно тяжелый, если не использовать расширители (отдельная технология по облегчению ТПУ). ТПУ менее капризный в производстве - потому что гранула.

ПУ + ТПУ

Чтобы совместить лёгкость ПУ и прочность ТПУ придумали двухкомпозитное литьё: ходовой слой из ТПУ, промежуточный (между верхом обуви и ходовой поверхностью подошвы) ПУ.

Пример подошвы двухкомпозитного литья: черный слой - ПУ, красный (ходовой) - ТПУ
Пример подошвы двухкомпозитного литья: черный слой - ПУ, красный (ходовой) - ТПУ

ТЭП (TPR, термоэластопласт)

Это уникальный материал для повседневной носки. Он устойчив к истиранию, эластичен, хорошо амортизирует, достаточно теплоизоляционный, чтобы быть устойчивым к морозам до -45 градусов. Плюс для производства, что его можно использовать вторично, а значит ещё и экологичен. Я бы сюда вставила картинку каких-нибудь тимберов, но думаю вы поняли, о чём речь.

ПВХ (PVC, поливинилхлорид)

Раньше иметь обувь на подошве из ПВХ считалось верх роскоши. ПВХ обладает не только стойкостью к истиранию, но и к воздействию агрессивных сред, в добавок с каучуком прибавятся масло- и бензостойкость. Минусы - не для мороза. Трескается. Хотя такие подошвы претендовали на армейскую и спецобувь. И кстати ПВХ плохо крепится к верху обуви, поэтому желательно, чтобы обувь была прошита по бортику.

Формованные подошвы
Формованные подошвы

А помните резиновые сапоги? Так вот они не резиновые, а из ПВХ. Да-да, те самые, которые делал "Красный треугольник".

ЭВА (EVA, этиленвинилацетат)

Эва может использоваться как подошва, стельки и отдельная обувь (типа кроксов). Эву нельзя прилить к верху, потому что читайте статью. Её можно изготовить как отдельную подошву, а потом приклеить, или сделать из неё обувь.

Стельки из ЭВА дублированные объёмной сеткой
Стельки из ЭВА дублированные объёмной сеткой

Все материалы, которые нам особо впаривают маркетологи - crosslight, cloudfoam и т.д. - в основе их гранула под названием ЭВА, а дальше как позволит фантазия химика.

Дерево

Экологично. Красиво (но не для всех, конечно). Про истоки такой обуви (как правило, на платформе) можно почитать здесь.

Из чего бы не была изготовлена деревянная подошва - массив, клееная фанера, пробка, или дерево с пробковой обтяжкой - она будет одинаково не практичной, будет промокать, будет тяжёлой. К тому же для одной пары подошв расходуется очень много исходного материала. А моё личное мнение заключается в том, что любая подошва, которая не гнётся, комфорта не добавит, а лишь добавит ортопедических проблем.

Про материалы подошв я рассказала, но выбор остаётся за вами, что и когда носить.

Жмите пальцы вверх и рекомендуйте друзьям!