Найти тему
JAMnews

Об армянской деревне, где живут только езиды – всего cемь семей

Оглавление

АНЖЕЛА СТЕПАНЯН, АРМАВИР

В Тлике нет никаких условий для жизни – чтобы купить пачку соли, нужно пройти 15 км

Дружное село

Войти в езидское село Тлик незамеченным невозможно – сельчане мгновенно выходят, чтобы выяснить личность незнакомца и причины его появления в деревне. Чтобы собраться вместе, жителям Тлика много времени не нужно – на все село всего-то семь семей.

Все об армянском селе Беркабер на границе с Азербайджаном

Уехать из столицы преподавать в далеком селе — почему?

Индийцы в Армении – почему переезжают и чем здесь занимаются

Глава Тлика эмигрировал

В Тлике 22 избирателя, среди них – пять членов совета старейшин и новый сельский староста. Бывший выехал из страны, как и многие другие жители деревни, и пришлось провести тут внеочередные выборы. Из двух кандидатов шестнадцатью голосами «за» избрали Славика Салояна. 

Дверь сельской администрации постоянно заперта, но найти руководителя села несложно – он всегда где-то поблизости.

-2

Сурик останется в Тлике, даже если все уедут

74-летний Сурик Хачатрян – один из старейших жителей села. Он вспоминает прежний Тлик, когда здесь было 110 семей. Люди занимались земледелием, разводили скот. Проблем с водой не было, у каждой семьи в хозяйстве насчитывалось по сто голов скота – крупного и мелкого.  

По словам Сурика, от села ничего не осталось. Воды теперь нет – ни питьевой, ни оросительной, нет газа и даже магазина. Потому-то тликцы один за другим и покинули село. Большая часть уехала за рубеж, остальные разъехались по разным районам Армении. Сурик говорит, поэтому продать дом здесь сейчас невозможно.

-3

Перед отъездом люди запирают двери и окна и отдают ключи тем, кто остается. Свободных домов в селе – полно. Скотоводы из соседних деревень временно поселяются в них – в сезон вывоза животных на пастбища. В этом году так в Тлике поселились одиннадцать семей, но зимой они уже уехали к себе.

Село Тлик Арагацотнской области Армении – один из немногих населенных пунктов, где всегда жили только езиды. Они тут проживают вместе со своими духовными предводителями, которые следят за тем, чтобы сохранялись национальные традиции. В основном в селе занимались скотоводством – этому способствовало и благоприятное географическое положение.

По словам Сурика, после провозглашения независимости Армении, власти страны забыли про это село. Например, соседние армянские села хоть как-то, но обеспечены необходимыми для жизни человека условиями. А в Тлике нет ничего – ни магазинов, ни общественного транспорта. Чтобы купить пачку соли, нужно пройти 15 километров.

Старосты – как бывший, так и нынешний – неоднократно обращались к руководителям района, чтобы решили хотя бы вопрос с питьевой водой, но бесполезно. Тликцы покупают ее с приезжающих сюда водовозов. А машины эти, кстати говоря, уже месяц не появлялись в этих местах. Сурик Хачатрян считает это оскорбительным, называет отношение властей к селу Тлик дискриминацией по национальному признаку.

Чтобы сфотографировать езидку, нужно разрешение

-5

Езидские женщины не имеют права разговаривать с незнакомцами. Согласно их традициям, невестка не может не только разговаривать со свекром, но даже сидеть с ним за одним столом. По мнению езидов, это знак уважения к старшим, и женщины едят отдельно.

Даже во время свадеб или других мероприятий, по традиции, для женщин и мужчин столы накрывают в разных комнатах. А если такой возможности нет, столы разделяет занавес.

Чтобы поговорить с езидскими женщинами, мы получили разрешение Сурика Хачатряна, который по возрасту старше всех в селе. Алиф легче удалось разговорить. Последние несколько лет она жила в России, и к езидским обычаям относится спокойнее.  

-6

По ее словам, национальная одежда уже не в моде, особенно среди молодежи, которая предпочитает современный стиль, а старшее поколение только продолжает покрывать голову косынками. Национальные блюда как таковые тоже не сохранились, за исключением традиции заготовки на зиму прожаренного мяса (кавурмы).

-7

Алиф Самоян вернулась в Армению, чтобы женить сына. Езиды считают этот вопрос очень важным. Когда езидский юноша берет себе в жены девушку другой национальности, духовные предводители считают этот его шаг добровольным отречением от веры, и община отвергает этого молодого человека.

-8

День в Тлике выдался особенным. И не только из-за нашего появления. В село приехала на смотрины потенциальной невестки женщина из соседнего села. По езидским традициям, обязанность ходить на смотрины полностью возложена на женщин, мужчинам запрещено даже присутствовать при этом.

-9

Сам будущий жених может зайти в дом невесты только после того, как ее родители дадут согласие на союз. Сурик и сельский староста стоят в центре деревни – и не уйдут, пока гостья не уедет. Их задача – проследить, чтобы водитель, который привез женщину, не зашел в дом невесты.

-10