Что ж, нашим школам-падчерицам и всем обитающим в них ученикам и учителям приходится не сладко - это факт. И еще одним бесспорным фактом является набирающая все большую силу тенденция у современных родителей – найти альтернативные способы воспитания и образования детей. Способы помимо школы. Зайдите на многочисленные родительские сайты – и вы в этом убедитесь.
Пока главным препятствием является конституционные и законодательные положения о всеобщем обязательном среднем образовании. Но ведь любой закон всегда при большом желании можно обойти. Одной из таких лазеек является возможность индивидуального обучения. Пока такая возможность обусловлена проблемами со здоровьем ребенка. Но ведь за поисками альтернативы школе тоже стоит забота о здоровье ребенка. Ведь это же факт, что за период обучения в школе здоровье большинства ее питомцев разрушается, и среди выпускников уже почти нет здоровых людей. Причем, разрушается не только физическое здоровье, но и душевное, психическое, точно так же под удар попадает и духовно-нравственное состояние учеников.
Если уж мы заговорили о здоровье, то уместно упомянуть и о здоровье учителей. Найти среди них здоровых людей еще труднее, чем среди учеников. Врачи центра «Здоровье» при нашей школе рассказывали мне, что когда учителям в релаксационной комнате они предлагали просто полежать на мягком диване под тихую музыку и расслабиться, то некоторые из них через какое-то время со слезами на глазах вылетали обратно. Так буквально рвалось наружу все накопленное годами в их душах напряжение. Постоянная униженность, задерганность, перегрузки, стрессы, моральное выгорание… Чуть только стоило ослабить внешний контроль – как все это начинало рваться наружу, грозя разорвать душу и взорваться как перегретый паровой котел.
Да, существующая образовательная система, несмотря на всю трескотню о «здоровьесберегающих» технологиях, в плане здоровья участников образовательного процесса, учеников и учителей, стала уже просто преступной. Она его целенаправленно разрушает. Поэтому так целенаправленно и продолжается поиск внешкольных альтернатив.
Еще одной такой альтернативой является возможность получения семейного образования. Сейчас для оформления этого способа обучения требуется разрешение от «вышестоящих органов». А одобрительное решение может быть принято в случаях, когда школьник регулярно меняет место проживания в связи с частыми переездами родителей. Или занимается каким-либо видом спорта и иной деятельностью профессионально и тоже часто бывает в разъездах на смотрах, соревнованиях, конкурсах. Или же еще вариант – имеет выдающиеся способности и усваивает школьную программу, опережая своих сверстников. В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» с последними поправками туда внесенными, действительно есть возможность получения образования не только в образовательных организациях, но и в формах семейного воспитания. Но понятно, что осуществлять все это на практике могут себе позволить только хорошо обеспеченные родители.
Итак, для родителей с деньгами действительно открываются возможности внешкольного образования. Тут возможны и уже осуществляются различные комбинации. Кто-то отправляет своих детей учиться за границу. Простой вариант, но хлопотный в плане текущих и итоговых документов и грустный в плане расставания со своими чадами. Некоторые родители наряду с собственным преподаванием индивидуально нанимают своим детям учителей и преподавателей. Некоторые кооперируются по нескольку человек, но в любом случае это точно не школьные классы. Школа становится просто формальностью, где пока нужно отмечаться только для галочки и итоговых аттестаций. Эта тенденция набирает обороты. Родители постоянно обмениваются этим опытом альтернативного обучения и формируют под него постоянно развивающуюся дальше юридическую базу.
Складывается ситуация, тревожная для любого государства. Это уже не просто расслоение учеников в зависимости от содержимого кошельков их родителей, это уже грозит распадом единого поля образовательного пространства России. Ведь это уже не просто какие-то платные элитные школы, это уже действительно альтернативное образование, к которому государство имеет мало отношения. Только в смысле проведения итоговых экзаменов и визирования итоговых корочек.
Казалось бы, об этом нужно срочно задуматься, но ощущение такое, что никому до этого нет дела. Важнее ввести астрономию в и без того перегруженное предметами расписание старшеклассников.
Ощущение такое, что государству даже выгодно часть учеников выпихнуть за рамки общего образовательного поля, ибо оно смотрит на школу, как на обременительную финансовую обузу, которую желательно по максимуму облегчить. Отсюда подспудное подталкивание школ к введению разного рода платных занятий вне определенного бесплатного минимума. Даже в хозяйственном плане все материальные расходы школы, в том числе и коммунальные, финансируются по минимуму, как будто финансы школы – это только это плата за свет, воду, отопление, электричество и прочая «коммуналка». А в школе помимо этого масса текущих расходов, если она действительно не хочет оставаться только «теплым сараем» для своих воспитанников. Разве не нужно хорошее и постоянно обновляющееся оборудование и инвентарь для спортзалов, актового зала, столовой, трудовых кабинетов, мастерских, помещений для кружковой работы, секций, летних лагерей и т.д. и т.п.?
Так что школы все равно негласно вынуждены собирать с учеников поборы в виде "добровольных пожертвований" от родителей в так называемый «фонд школы», несмотря на то, что это порождает вполне понятную коррупционную составляющую. Но ведь без этого не обойдешься, когда государство смотрит на тебя как заботливая мама, а как зловредная мачеха, пытающаяся сэкономить на неродных детях.
Не говорю уже об учительских зарплатах. Они от региона к региону разные, но в целом положение о том, что учительская зарплата должна соответствовать средней в промышленном секторе остается в большинстве случаев благим пожеланием. И учителя чаще всего не получают достойное вознаграждение за свой все усложняющийся труд, а сводят концы с концами. Отсюда и чудовищный гендерный перекос, когда в школах на десять женщин-учителей приходится в лучшем случае один мужчина.
В общем, вновь приходится повторить вопрос, нужна ли государству школа. До каких пор оно будет относиться к школе, как к нелюбимой униженной и затравленной падчерице? Ведь по "золотому правилу": как аукнется, так и откликнется...
начало статьи - здесь