Найти тему
Adept. Образование

Дистанционное образование: плюсы и минусы

Оглавление

Как сказал знаменитый бизнесмен и коуч Джим Рон: «Формальное образование поможет вам выжить. Самообразование приведёт вас к успеху».

Если вы хотите стать успешным человеком, задумайтесь о расширении своих профессиональных качеств с помощью дистанционного обучения. Есть ли недостатки у данной системы? О плюсах и минусах онлайн-образования читайте в нашей статье.

Практически во всех развитых странах стремительными темпами развивается дистанционное обучение, что объясняется заинтересованностью современного человека в повышении уровня знаний, а также в получении дополнительного образования с целью гибкого перестроения своей деятельности в условиях изменчивого экономического рынка.

Согласно независимому исследованию компании «Атол» (по итогам 2018 года), общий объём рынка дистанционного образования в России составил 21 млрд. руб. По уровню востребованности образовательные направления условно разделены на два сегмента: профессиональные бизнес-курсы и обучающие направления, не связанные с повышением квалификации. В числе популярных у россиян – обучающие курсы по программированию (14%) и онлайн-уроки по изучению школьной программы (9% затрат от общего количества в группе непрофессиональных направлений).

Заниматься самообразованием не так легко, как это может показаться на первый взгляд. Рассмотрим, какие преимущества и недостатки имеет онлайн-обучение.

Преимущества

-2

Дистанционный формат образования рассматривается как пространство самоактуализации человека и в корне отличается от традиционной системы обучения. Использование в процессе учёбы ультрасовременных компьютерных технологий положительно влияет на степень восприятия информации человеком и улучшает его когнитивные функции. Общение с преподавателем в удалённом формате полностью меняет стандартные роли обоих, позиционируя обучающегося как «координатора знаний», тогда как преподаватель выступает в роли «интерпретатора знаний».

Преимуществами удалённого формата обучения являются следующие факторы:

1) возможность получить образование вне зависимости от геолокации;

2) охват узкой предметной области;

3) возможность организации дискуссий, групповых работ, совместных проектов;

4) невысокая стоимость (по сравнению с традиционным заочным обучением);

5) возможность совмещения обучения с основной деятельностью;

6) высокое качество учебных материалов;

7) использование новейших компьютерных технологий;

8) повышение интеллектуального и творческого потенциала;

9) высокая скорость обучения;

10) проявление самоорганизации и самостоятельности;

11) быстрое освоение современных компьютерных технологий, «гаджетов»;

12) возможность обучаться у высококвалифицированных преподавателей.

Неоспоримым преимуществом дистанционного обучения является массовость. Система позволяет одновременно охватывать многочисленные аудитории, предоставляя необходимый объём информации вне зависимости от количества слушателей.

-3

Процесс онлайн-обучения стимулирует и работу преподавателя. Для достижения взаимопонимания с удалённой аудиторией и максимального соответствия нововведениям преподаватель заинтересован в постоянном совершенствовании своих курсов, регулярном повышении профессиональной квалификации и проявлении творческой активности в координировании процесса обучения.

Недостатки дистанционного образования

Результаты анализа систем дистанционного обучения, проведённого доцентами Красноярского государственного аграрного университета С.П. Плотниковой и Т.В. Киян, выявили причины неудовлетворённости людей получением знаний в онлайн формате. Показатели исследования подтвердили, что «живой» контакт необходим обучающемуся не только для разъяснения материала, но и в качестве основного мотивирующего фактора. Отсутствие прямого взаимодействия «преподаватель – ученик», недостаток живой речи и эмоционального обмена ухудшают восприятие информации и снижают степень понимания материала.

-4

К минусам дистанционного образования относят невозможность идентификации ученика в процессе контроля знаний. Удалённый формат обучения не обеспечивает качественное взаимодействие преподавателя с обучающимся при проверке пройденного материала. Система технически не может проконтролировать, кто работает над экзаменационной работой или проходит тестирование.

Однако повышение конкуренции на рынке труда неизбежно приведёт к отказу слушателя от любой формы фальсификаций и незаслуженного оценивания. И оснований этому достаточно: низкий уровень квалификации обернётся дальнейшей его невостребованностью как специалиста и снизит эффективность онлайн-обучения в целом.

Не менее важным пунктом в перечне недостатков онлайн-обучения выступают технические трудности. Особенно эта проблема актуальна для отдалённых регионов с низким качеством интернет-соединения. Не стоит упускать из внимания и тот факт, что сегодня не все образовательные учреждения оснащены методическим инструментарием в электронном виде и программами для онлайн-контроля знаний в том объёме, который необходим для получения качественного образования.

-5

Таким образом, по итогам сравнения традиционной и удалённой форм образования можно сделать вывод, что дистанционная система обучения не является совершенной и имеет ряд недостатков. Кроме того, она неприемлема для обучающих направлений, предполагающих высокую степень ответственности (например, в медицинских профессиях) или при получении специальностей, требующих систематических практических навыков (биологи, геологи и прочие).

Однако онлайн-образование открывает человеку неограниченные возможности для самообразования и получения обширного спектра профессиональных навыков, которые наиболее востребованы в текущей экономической среде. Данный формат обучения развивает дисциплину, повышает интеллектуальный уровень и позволяет получить востребованную профессию вне зависимости от возраста, места проживания, занятости и имеющихся навыков.

Технология дистанционного образования открывает массу перспектив для людей с ограниченными возможностями. Обучение онлайн станет достойной альтернативой традиционному формату образования, позволив этой уязвимой группе людей успешно пройти школьную программу, получить качественное бизнес-образование и стать активными членами общества.

-6