Найти тему
Совет в Филях

Константин I Великий, ч.3 - реформы после объединения империи

Flavius Valerius Aurelius Constantinus
Flavius Valerius Aurelius Constantinus


К 323 году Константин полностью объединяет империю и сосредотачивает в своих руках единоличную власть, попутно завершая реформы Диоклециана, окончательно переходя к новому стилю правления - абсолютной монархии. Выражалось это не только в ещё большей пышности при дворе, характерные для правления Диоклециана, но и в отказе от политики
принципата, сенат окончательно становится лишь совещательным органом и более он не играл большой роли в жизни империи.

Именно с Константина начинается новая эпоха в истории античности, её заключительная часть -
доминат. В это время складывается знакомое и понятное любому современному человеку устройство государства, которое впоследствии продолжит своё развитие уже при Юстиниане Великом.

Необходимость в ещё большей концентрации власти требовала обстановка, сложившееся в III веке. Как в II-I веках сложился принципат как мера против восстаний рабов, так и на бардак "века солдатских императоров" была своя реакция, которая была оформлена в виде домината. Новой форме правления требовалась идеологическая опора для обоснования своей власти, и она была найдена Константином.

Явление Креста Константину
Явление Креста Константину


Христианство к моменту возвышения Константина было распространено преимущественно на Востоке империи. К IV веку христианская община не только не прекратила своё существование, выдерживая гонения, но и ещё более расширилась, распространяясь даже за пределами империи. Авторитет среди римского общества у христиан был очень высок - христиане шли на верную смерть, отказываясь даже от формальных жертвоприношений Юпитеру и императору.

Последняя молитва христианских мучеников.
Последняя молитва христианских мучеников.


Христианство объясняло не только как надо жить, но и обещало в случае праведного образа жизни спасение души и вечную жизнь, а всем грешникам вечные муки. Христианство давало надежду - чего нельзя сказать и римских культах. Кроме того, жертвенность христиан всегда поражала даже власти, не говоря об обычных людях. Вдобавок, языческие культы римлян не способствовали нравственному образу жизни, в то время как христиане призывали к аскетизму. Но самое главное в христианстве было то, что оно, будучи религией монотеистической, проповедовало о едином небесном божестве, что идеально подходило для домината -
раз Бог небесный один, то и Бог земной тоже один. К тому же христианство всегда с почитанием относится к гражданским властям, никогда не призывая к восстаниям, и уж тем более к революциям. Для римского общества, переживавшего затяжной кризис, новая религии могла быть выходом из него.

В 313 году двумя августами - Константином и ещё не побеждённым им Лицинием (правитель на Востоке), в Медиолане (Милане) был подписан Медиоланский Эдикт - документ, уравнявший в правах все религии в империи. Текст Миланского эдикта сохранился только в произведениях двух христианских писателей — в сочинении Лактанция «О смерти гони- телей» и в «Истории церкви» Евсевия. Лактанций дает краткую и чёткую редакцию этого эдикта:
«Мы, Константин и Лициний, августы, собравшись в Милане для обсуждения всех дел, касающихся благосостояния и безопасности государства, решили, что среди занимающих нас предметов ничто не могло быть так полезно нашим народам, как установление прежде всего способа служения божеству. Мы постановили даровать христианам и всем другим права свободного вероисповедания той веры, которую они предпочитают. Нам кажется, что будет хорошо и благоразумно не отказывать никому из наших подданных, будь то христианин или принадлежит он другому культу, в праве следовать религии, которая ему более подходит. Таким образом, верховное божество, которому отныне каждый из нас может свободно поклоняться, ниспошлет нам свою милость и обычное благоволение».

Формально уравняв религии в правах, реально же государственной религией стало христианство, и после объединения империи, в 325 году в Никее был созван I Вселенский Собор, на котором Константин был председателем.

I Вселенский Собор, проходивший в Никее.
I Вселенский Собор, проходивший в Никее.

На I Вселенском Соборе была осуждена ересь Ария - считавшая Иисуса Христа не Богочеловеком, т.е. существом не тварным, а просто безупречным праведником. Соответственно и Дева Мария - Христородица, а не Богородица. Эта ересь получила название от своего создателя - арианство. Умер Арий в 338 году, существует легенда об этом событии:


«Выходя из императорского дворца, сопровождаемый толпой евсевиевых приверженцев, как телохранителями, Арий гордо проходил посреди города, обращая на себя внимание всего народа. По приближении к месту, называемому Константиновой площадью, где воздвигнута колонна из порфира, ужас, происходящий от сознания своего нечестия, охватил его, и сопровождался сильною болью в животе. Поэтому, он спросил, нет ли тут где по близости удобного места, и, когда ему указали заднюю часть Константиновой площади, он поспешил туда. Вскоре затем с ним сделался обморок, и вместе с испражнениями вышли его внутренности, сопровождаемые обильным геморроидальным истечением и выпадением малых кишок. Затем, вместе с излиянием крови вышли части его печени и селезенки, так что он почти немедленно умер». Профессор Александр Павлович Лопухин. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том I.

Драка на I Вселенском Соборе между Николаем Чудотворцем (слева) и Арием Александрийским (справа)
Драка на I Вселенском Соборе между Николаем Чудотворцем (слева) и Арием Александрийским (справа)

Необходимо особо отметить одно мероприятие Константина, получившее всемирно-историческое значение, — это перенесение столицы империи на берега Босфора, на место, где находилась старая греческая колония Византий. Город был расширен и перестроен. 11 мая 330 г. произошло торжественное освящение новой столицы, получившей название Константинополя («Град Константина»). Обряды освящения носили частью языческий, частью христианский характер. Новая столица была украшена великолепными зданиями и произведениями искусства, привезенными из Рима и из Греции. Управление Константинополем император организовал по римскому типу: часть сенаторов, переехавшая из Рима, образовала особый сенат ; во главе города был поставлен градоначальник (городской префект).