Так получилось, что меня коснулся ЕГЭ только по касательной: сдавал я только русский язык, остальные предметы только традиционно. В мое время, ЕГЭ не очень любили, как и сейчас: многие его считают спорным, что он оценивает не понимание математики, а только умения "зазубрить" решение.
Я решил испытать ЕГЭ на себе, чтобы составить свое мнение: оценивает ли оно мои знания, пригождались ли они мне в настоящем, насколько качественны задания. Использовал Яндекс.Репетитор, так как он скрывает ответы, генерирует набор стандартных заданий, да и время засекает. Начальные настройки: математика (базовый уровень).
Стоит все-таки отметить, что я полностью не соответствую критериям тестера. От сдачи ЕГЭ не зависит ни мое будущее, ни мое настоящее.
Преимущества моего положения:
1. Нет нервного напряжения
Недостатки моего положения:
1. Проходил все это очень давно
2. Постоянно манит интернет своей близостью
И вот я начал решать...
Первая задача, которая меня повергла в шок:
А я каким образом могу знать, что значит "будто аршин проглотил"? Должен догадаться, что 7 км и 2,5 метра проглотить нельзя? Между прочим, некоторые ленточные черви достигают в длину 10 метров и живут в желудках... Не понимаю, каким образом этот вопрос проверяет математические знания? Отвратительная формулировка вопроса, на мой взгляд.
Что делать школьникам в такой ситуации(на нервах забыли все пословицы):
Пропускать эту задачу, переходить к другим. А, по возращении, постараться успокоиться и думать логично. Но, мое мнение, это подстава.
Еще один перл:
Не, ну если вы хотите проверить, могут ли дети читать графики, то градуируйте их нормально. Там, если приглядеться, можно понять, что цена деления 2,0. Но, что это за игра на нервах: заставлять вглядываться и пытаться угадать, там четверть или треть? Поставьте себя на место школьников: вы на нервах, а там тебя заставляют вглядываться в злосчастный прямоугольничек и гадать, на сколько же он меньше квадрата градуировки. Если до этого была отвратительная формулировка, то тут отвратительное оформление.
Что делать школьникам в такой ситуации( не можешь определить, на сколько меньше прямоугольник квадрата):
Сравнивать такие вот неполные треугольники на всей диаграмме друг с другом. Судя по ответу, сумма первого и третьего столбца дает -6, то есть третий столбец дополняет первый до целого. Но все равно: подстава!
Не будем только о негативе, вот следующая задача великолепна:
Тут есть все: и работа с единицами измерения, и логичный вопрос, и отсутствие двусмысленностей.
Подсказки в решении:
Не забываем про единицы измерения и не ленимся!
Люблю такие задания, на геометрию:
Здесь можно легко увидеть, что шестиугольник состоит из шести треугольников. А треугольники, если их разделить пополам и соединить, становятся прямоугольником с известными сторонами.
Саму пирамиду тоже делим на 6 частей, после чего видим, что получившийся объект можно дополнить такими же двумя объектами(то есть трех из шести частей исходной пирамиды). В результате, получилась призма, объем которой равен площади нашего треугольника на высоту. А сама призма в (1/6*3=1/2) меньше пирамиды.
Задача, в которой очень важно читать условие:
"касательная к графику функции параллельна прямой" можно напрямую переводить: "производная функции и прямой равны". Однако, вспоминаем, что на картинке график производной!
А значит, находим производную прямой y = -2x + 3 и получаем -2. Производная прямой константна, а нам нужно пересечь график прямой вида y = -2. Далее просто считаем количество пересечений.
Задача на правильную внимательность, не как в начале!
Последняя задача, которая заинтересовала:
Еще один пример, что задачу можно решать одновременно с ее чтением. "В двузначном числе количество десятков в 4 раза меньше количества единиц" можно сразу перевести: "число = десяток * 10 + 4*десяток". Потому что любое двузначное число можно расписать как сумму количества десятков, умноженное на десять, плюс количество единиц.
3*10 + 6 = 36
4*10 + 1 = 41
"сумма цифр этого числа равна наименьшему двузначному числу" переводим, с учетом предыдущего уравнения "десяток + 4*десяток = 10". В итоге получаем, что количество десяток равно 10/(1+4)=2, а количество единиц равно 4*2=8.
Читаем дальше "Что это за число?", а мы уже нашли: 28.
Выводы:
Не понимаю, чем руководствовались составители заданий, когда вносили в список заданий первые два. Ведь некоторые же задания сделаны достаточно качественно.
Они на внимательность, на стрессоустойчивость или на что-то еще?
Мне кажется, они сделаны некачественно, и если такие задания попадаются в ЕГЭ, то это просто не честно по отношению к школьникам. Это не оценивает знание математики, это показывает разгильдяйство при составлении задания.
Большинство заданий, конечно, абсолютно обычные не провальные, но и не идеальные. Их не составляет труда решить. Единственная проблема у меня возникла с конусом, так как я банально забыл площадь круга. Возможно, значит площадь круга -- эта та вещь, которая мне особо в жизни не попадалась. Остальные задачи так или иначе приходилось решать и во взрослой жизни.
Я потратил только половину времени из выделенного на решение. На возврат и проверку осталось предостаточно.
В конце Яндекс.Репетитор выдает решения, но некоторые способы не совпали с моим, то есть задания все-таки предоставляют очень условную, но гибкость. Но количество таких расхождений очень мало, и статистически это все не интересно.
Вот такой получился тест ЕГЭ на себе(так сказать во взрослом состоянии), получилось ли интересно: Вам решать!
Спасибо за внимание!