Мне сложно судить об экологической составляющей проекта низконапорной плотины на Волге возле Балахны, потому что я не инженер, и не могу оценить возможных последствий. С какими-то соображениями экологов я солидарен, в каких-то сомневаюсь.
Но для меня важно другое. До сих пор непонятно, пройдет ли по этой низконапорной плотине в окончательном варианте автомобильная дорога, которая могла бы отвести от центра Нижнего Новгорода транзитный транспорт, идущий в сторону Кирова. И по имеющейся сегодня информации пока не следует, что автомобильная дорога обязательно там пройдет. Скорее даже не пройдет.
Еще один момент. В самом конце 80-х годов был подготовлен проект отвода транзитного потока поездов от Нижнего Новгорода, проходить поезда должны были по железнодорожной линии, которую предполагалось проложить от станции Сейма до станции Линда с мостом примерно в той же точке, где сейчас хотят поставить низконапорную плотину. Об этом сейчас уже вообще не говорят.
А строительство плотины без этих двух транспортных составляющих – это идиотизм. Это сооружение стопроцентно будет наносить только экологический вред Нижнему Новгороду. То, что в проект не заложено решение этих серьезнейших проблем – просто дикость.
Поэтому я являюсь безусловным противником строительства низконапорной плотины. Кто-то решает свои собственные задачи, а не проблемы Нижнего Новгорода и региона.
Да, этот низконапорный узел решает проблему поддержания четырехметрового глубоководного судового хода. Но решать задачи нужно и нужно комплексно, нельзя идти на столь значительные издержки, решая лишь небольшую часть проблем.
Давайте вспомним – по первоначальному проекту метромост в Нижнем Новгороде предназначался только для метро. Но затем добавили второй ярус – и какую огромную пользу получил город от такого решения!
Всегда требуется комплексный подход. И лишь когда в проекте низконапорной плотины будет предложено решение всех трех транспортных проблем, а не одной, можно будет рассуждать о соотношении плюсов и минусов.
Пока же это проект безусловно бесполезный. И если его отвергнут, то мне будет не жалко.
А что касается «проблемы четырех метров», то она сегодня решается известным способом – спусканием несколько часов в сутки дополнительной воды из Горьковского водохранилища. Благодаря этому суда имеют возможность пройти до безопасных в смысле глубины участков. Пока это решает проблему, которую нам предлагают решать странным способом с огромными и не вполне просчитанными издержками.
Николай Морохин