7 . ЛУГА, ПСКОВ, ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД, ТВЕРЬ, ВАЛДАЙ.
Псков и Новгород – это города, через которые пролегал путь во внешние миры в наш автомобильный период жизни. Псков – дорога через Лугу в Прибалтику. Новгород – в Москву и далее. Поскольку по этим направлениям мы путешествовали не один раз, то нет смысла описывать каждое из них, а передать общее впечатление.
Г. Луга находится на реке Луга в 147 км к югу от Санкт-Петербурга и упоминается в летописях с XVI века. Луга была преобразована в город из Лужского посада в 1777 году, во время правления Екатерины Великой, а в 1781 году он стал уездным городом. В 1941 году Луга была местом ожесточённых боев на подступах к Ленинграду на т.н. Лужском оборонительном рубеже, которые смогли приостановить наступление на Ленинград
Луга всегда была удобным пунктом, чтобы заправить машину и закупить недостающие продукты в дорогу.
Псков — один из древнейших городов России, впервые упоминается в летописях в 903 году. В 1348—1510 годах Псков был столицей независимой Псковской республики, главным органом управления которого было всенародное Вече.
Независимость Пскова признавалась великим Новгородским княжеством. В XV веке в республику проникают московские эмиссары, постепенно захватывая рычаги управления и склоняя к подчинению Москве. В январе 1510 года было собрано последнее Вече, на котором было принято требование о присоединении к Московскому княжеству. После основания Санкт-Петербурга Псков утратил своё значение важнейшего оборонительного и торгового центра страны. Во время Великой Отечественной войны город три года был оккупирован Германией. Главными достопримечательностями Пскова считаются Троицкий собор и Псковская крепость.
Город Новгород, теперь Великий в отличие от Нижнего - один из древнейших и известнейших городов России. Официальной датой возникновения Новгорода принято считать 859 год. В Средние века Новгород - центр Новгородской Руси, а затем центр Новгородской земли в составе Киевской Руси, а еще позже - Русского государства. Новгород стоял на рубежах русских земель и держал оборону против ливонцев, шведов и соседних русских княжеств. Он трижды воевал с Московским княжеством. Но в 1478 году после поражения в войне с московским князем Иваном Ш Новгород утратил самостоятельность и был присоединен к Московии. Важнейшим сооружением древнего Новгорода до возникновения вечевой республики стал Софийский собор, построенный в 1045—1050 годах, а времен империи – памятник тысячелетию России, возведенный в 1862 году.
Все эти красоты были осмотрены нами по пути в Москву, куда мы ездили на нашей машине
Во время поездок в Москву мы побывали и в Твери и на Валдае. А связаны эти события с Нелиными родственниками. Потом только я выяснил, что они никакими родственниками Нелли не были, но почему-то именно с нами они имели более тесные отношения, чем с непосредственными родственниками. В Твери жила и до сих пор живет Таня Туева, которая приходится племянницей Нелиного отчима – второго мужа ее матери. Таня во время учебы в институте Культуры вместе с подругой жила в Нелиной квартире. Мы к ней заезжали и даже ночевали. Тогда же немного осмотрели город. В Москве живет другой племянник отчима – Леня Туев. У них мы тоже останавливались.
г. Тверь расположена на берегах реки Волга в районе впадения в неё рек Тверцы и Тьмаки. Тверь основана в 1135 году. С 1247 года — центр Тверского княжества; во время монголо-татарского ига стала одним из центров сопротивления и соперничала с Москвой за роль политического центра Северо-Восточной Руси. С 1485 года Тверь в составе Московского государства. Город был оккупирован немецкими войсками, сильно пострадал во время оккупации и от боевых действий. Самыми известными достопримечательностями считаются церковь Белая Троица и памятник великому земляку Афанасию Никитину.
Таня Туева проводила нас по городу, показала местные красоты. Великая Волга в пределах города впечатления не производит ни своей шириной, ни благоустройством. Но, все-таки – это Волга.
С Валдаем связана более занимательная история. Мы возвращались на машине из поездки по Золотому Кольцу с заездом в Старые Омутищи. Мы – это я, Неля и наша дочка Настя. Омутищи – это деревня во Владимирской области по Горьковской дороге от Москвы, где находится дом нашей матушки, доставшийся ей от ее брата Саши. Мы там сделали остановку на пару дней по дороге из Владимира к Москве – больше выдержать было трудно: мамы уже не было в живых, а дачей пользовался мой брат Дима и его скрипучая жена, которую вытерпеть можно было недолго.
В наши планы входила остановка у Туевых. Они жили тогда в Черемушках. Потом переехали на Азовскую недалеко от Варшавки. Остановившись у телефона-автомата Неля позвонила Туевым. Ответил их сын Сашка и сказал, что родителей дома нет, что они на Валдае на озерах. Я попросил Нелю расспросить, как туда доехать. Он рассказал как-то невнятно, да еще Неля ничего не запомнила. Было только известно, что с главного шоссе надо свернуть направо в поселке Чернушки, а после железнодорожного переезда ехать до поселка Шуя, за которым свернуть на проселок и держаться все время влево. Как примерно на этой схеме.
При этом Сашка даже не предложил переночевать у них дома, и мы поехали ночевать в кемпинг на Варшавском шоссе. Утром я предложил попробовать найти Туевых на озерах – все равно мимо едем домой. И мы поехали. До Шуи доехали просто. Но потом, расспросив людей, как доехать до «московского пляжа» (так сказал Сашка), нам показали заезд на проселок. Это оказалась узкая грунтовая дорожка, которая все время разветвлялась. Я всегда сворачивал на левую дорогу. Доехали до речки, которая была внизу в глубоком каньоне. Через речку были брошены две шпалы, на которые надо было попасть колесами после крутого спуска и сразу забраться на такую же высоту на том берегу. Неля и Настя закрыли глаза, но я справился. Дорога становилась все менее выраженной и исчезла совсем. Мы оказались на берегу озера. Там стояли две машины и две палатки. У костра возилась женщина. Мы подошли и спросили: не знает ли она неких москвичей по фамилии Туевы? И, о чудо! Она сказала, что Туевы – их друзья и сейчас находятся в лодке на озере вместе с ее мужем. Мы их нашли!
Вскоре лодка с рыбаками причалила. Удивлению Лени и Лиды Туевых не было предела. Найти это место в такой глуши, не зная дороги, было практически невозможно, и то, что мы это совершили, они посчитали просто чудом. Так мы познакомились и впоследствии подружились с прекрасными людьми Толей и Ядвигой Третьяковыми.
На этом валдайская история еще не кончается. Мы поставили свою палатку и прожили с нашими друзьями еще несколько дней. Требовалось отметить столь неожиданную и радостную встречу. Наши женщины нажарили огромную сковородку картошки с грибами, собранными тут же в лесу. Правда при переносе сковороды она опрокинулась, и вся жареха вывалилась на траву. Но есть так хотелось, что Неля собрала всю картошку с травы и она была употреблена по назначению с превеликим удовольствием. Проблему составлял алкоголь. У наших друзей уже все кончились, но у нас была бутылка вина. Мало, но все-таки было.
На следующий день все осознали, что для дальнейшего пребывания нужно восполнить запас бутылок. Трудность заключалась в том, что в этот период шла идиотская антиалкогольная горбачевская кампания. Но тут я вспомнил, что в городе Валдай живет мой одноклассник. Более того, там он очень важный человек – директор Института озероведения АН. Кроме того, у нас кончилась картошка. Поэтому мы отправили экспедицию в составе двух человек: меня и Лени Туева на его машине, поскольку у него значительно больший опыт вождения, да и дороги он знает лучше. И мы поехали.
Г. Валдай расположен на Валдайской возвышенности, на берегу Валдайского озера в границах Валдайского национального парка.. До 1654 года — дворцовое село, затем было передано Иверскому монастырю. В 1770 году Валдай получил статус города. Расположение Валдая на почтовом тракте между Москвой и Петербургом способствовало процветанию города и развитию в нём ремесел. Валдайские умельцы, отливавшие большие колокола и маленькие колокольчики, славились на всю Россию. В Валдае побывали Радищев, Пушкин, Некрасов, Серов, Державин. Валдай является популярным туристическим центром. Здесь находится единственный в России Музей колоколов. На острове Валдайского озера расположен изумительный Иверский монастырь.
Прибыв в город, мы легко добрались до института и узнали, что директор уехал домой обедать. Нам дали адрес, и мы быстро разыскали нужный дом. Встретили нас не слишком радостно, но вполне прилично. Накормили обедом. Мы с Толей Капотовым не виделись со школы и вспомнили даже, что на выпускной фотографии запечатлены рядом, хотя в классе близко не дружили. Мы попросили его помочь нам с приобретением вина. Он сделал все возможное: обзвонил горисполком, горком, даже проехал с нами к директору местного ресторана – ничего! Так мы и повернули назад ни с чем. Беда одна не бывает. Попытка купить картошку в деревушках тоже окончилась безуспешно, поскольку из-за плохой погоды картофель еще не созрел. У какой-то бабки купили немного прошлогодней картошки. Не надо уточнять, какими словами поминала наших вождей, нашу убогость и злую судьбу грустная компания, сидя у костра за постным столом.
Мы прожили у озера несколько дней и поехали по домам. Выйдя на трассу, мы тепло попрощались. И с тех пор наша дружба с Третьяковыми длится до сих пор. Мы приезжали к ним в Москву, они к нам в Петербург. Но уже ушли из жизни сначала Лида, потом Леня, за ним Ядя. Остался только Толя Третьяков. Но после ухода Яди мы с ним больше не встречались. Только перезваниваемся.
С Леней Туевым мы встречались в совместной поездке в Пярну. Неоднократно они приезжали к нам в Питер. Но это отдельная история и будет рассказана при описании города Пярну.
8. КЛИН, МОСКВА
Город Клин находится на подъезде к Москве, до которой остается около 90 км, и поэтому служит удобной базой для ночевки после дальней дороги и перед сложным проездом через Москву. Чем мы иногда и пользовались. Город небольшой, но чистенький и компактный.
Это тоже достаточно древний город, известный с XIV века. Он входил в состав Тверского княжества и стал очередной жертвой алчности Московского княжества. В 1781 году Клин получил официальный статус города. Город знаменит Государственным мемориальным музеем-заповедником П.И. Чайковского. Дом, в котором композитор прожил последние два года своей жизни не его собственный. Он лишь снимал его у местного мирового судьи.
О Москве можно писать очень много. В своих «Воспоминаниях» я уже описывал свои ранние поездки в Москву и свое отношение к этому городу. Причины посещения не только в том, что он был, как бы, транзитным городом. Там жили мои родственники, которых я посещал по их приглашениям. Там жили родственники и друзья моей жены, к которым мы тоже неоднократно заезжали. Там располагается Московский горный институт, куда раз в пять лет приходилось ездить на курсы повышения квалификации. Там находился головной институт, с которым я проработал более двадцати лет, и куда приходилось часто ездить с отчетами и на деловые совещания. Там же расположено и министерство, которому подчинялся этот институт, и куда тоже приходилось ездить по вызовам.
Москва всем известна и у каждого имеется свое мнение об этом городе. Поэтому нет нужны мусолить эту тему еще раз. Пропустим