Мы привыкли следовать навязанным стереотипам, часто боимся задеть чувства другого человека (чтобы он в ответ не задел наши), и поэтому скоро совсем разучимся говорить правду. Фрида Кало – плохой художник.
Биография творца неотделима от его произведений. Жизнь Фриды Кало была переполнена трагическими событиями. Полиомиелит в раннем детстве оставил ее хромой. Правая нога стала тоньше левой, и сверстники дразнили ее за это. Но дальше – хуже. В восемнадцать лет Фрида Кало попала в страшную аварию. Автобус, на котором она ехала, врезался в трамвай. Позвоночник девушки был сломан в трех местах, тройной перелом таза, сломанные ребра, ключица, одиннадцать переломов костей правой ноги и еще множество травм, живот проткнул насквозь железный поручень. Страшное зрелище. Но Фрида выжила. Надо отдать должное ее воле к жизни. Больше года она провела в больнице, перенесла три десятка операций, а после вcегда носила специальный корсет. Именно находясь в больнице, Фрида Кало начала рисовать. От вынужденного безделья и однообразия она спасалась, выливая свою боль и ужас на холсты. Именно этой болью и ужасом мы любуемся, приходя на выставки ее картин.
Фрида собиралась стать медиком, но, волею судьбы, в медицинском подготовительном центре познакомилась с занимавшимся там росписью стен Диего Риверой.
Именно художник-политик левого толка, друживший с Троцким и принимавший парад по случаю 10-й годовщины Октябрьской революции в Москве на мавзолее Ленина, стал ее мужем и главным двигателем карьеры. Диего Ривера происходил из богатой и влиятельной семьи, многие годы провел в Европе. Он был падок на женщин, любил извращения. Больная и страстная Фрида стала бриллиантом в его коллекции. Он восхитился ее картинами больничного периода, назвал их «чистыми» и «свежими», проталкивал на ключевые выставки и рекламировал «левым друзьям». А Фрида влюбилась без памяти в этого человека, частенько изображавшего себя в образе жабы.
Фрида заражалась его революционным духом, радовалась тому, что он ценит ее творчество. При этом художница почти постоянно находилась под действием наркотиков (других обезболивающих тогда не было). Большинство ее картин написано в измененном сознании.
Диего обожал наблюдать за тем, как жена-бисексуалка развлекается с другими женщинами, курит, пьет и сквернословит. А Фрида находила радость в контрасте страданий и эйфории грязных развлечений.
Только одну измену Фрида так и не простила мужу: когда он назло ей переспал с ее младшей сестрой.
Они развелись, но окончательно отношений не разорвали.
Фрида отчаянно симулировала новые болезни. Она хорошо владела медицинской терминологией, знала симптоматику разных проявлений нездоровья. Таким образом проявлялись некоторые аффективные расстройства ее поведения. Несколько раз художница провоцировала врачей на проведение новых операций, которые совершенно не были нужны. Все это делалось для привлечения внимания. Фрида умерла после ампутации ноги в 47 лет. Многие ее биографы уверены, что скончалась она все же не от послеоперационной пневмонии, а от передозировки наркотиков. Существует версия, что именно эта операция была вызвана симуляцией.
Так за что же мы любим эту женщину?
Во-первых, в обществе не принято говорить плохо о талантах людей с ограниченными возможностями. Страдала – значит, молодец, значит, выплеснула на холст неподдельные чувства. Но эти чувства возникли под действием сильных препаратов.
Во-вторых, она – ярчайший представитель своей страны (Мексики). Много ли мы знаем художников-мексиканцев? Выходит, она одной из первых нанесла Мексику на художественную карту мира. И то, что она далеко не Рафаэль, нас не смущает.
В-третьих, Фрида Кало – символ борьбы, сопротивления и нонконформизма. Но хороший революционер еще не значит хороший художник. Покажите ее картины своим детям, и они скажут вам то, что о них думают.
Раскрутка художницы началась благодаря поддержке «левых». Но, как известно, лиха беда начало. На уже известной личности легко делать деньги, поэтому ее картины со временем только набирали в цене. Тут и там можно встретить сувениры с изображением ее узнаваемого лица. Невозможно спутать цветасто-бровастую физиономию Фриды ни с кем. Частенько мы читаем, что Фрида Кало пропагандировала мексиканскую культуру. Но с таким же успехом можно сказать, что Жанна Агузарова пропагандирует русский народный костюм. Особенно это относится к вставным зубам с розовыми бриллиантами, которые Фрида надевала для пущей изысканности. Уже распиаренный образ легко превращать в деньги, но что стоит за этим образом?
«Госпиталь Генри Форда» - картина, в которой нет ни игры света, ни перспективы. Это поток мыслей больного человека. Картина непонятна тем, кто не знаком с биографией Фриды Кало, и не несет никай информации в отрыве от ее личной трагедии.
Например, картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели» отражает трагедию гибели его ребенка: весна пришла и птицы вьют гнезда, а гнездо художника разорено. Он потерял дом, поссорился с женой, его ребенок умер. Но мы любим «Грачей» не за это.
Обыватель лучше понимает удар в лоб: «Вот я лежу в крови, и кишки наружу».
Десятки одинаковых портретов-манекенов. На них застыло сосредоточенное выражение человека, вглядывающегося в зеркало, чтобы написать автопортрет – болезненная зацикленность на самой себе. Здесь нет поиска, развития, глубины, игры света, прозрачности, теней. В те годы уже были известны Николай Фешин, Пьер Огюст Ренуар, Леопольд Шмутцер и сотни, сотни художников с новым взглядом на портрет. Никто из по-настоящему талантливых людей не стал элементом поп-культуры. Популярность Пабло Пикассо и Ван Гога – совсем другая история.