Найти тему

Бедствие с новейшим «Викинг Скай» или почему суда прошлого не боялись моря

Оглавление
… вышли из строя все четыре двигателя судна, около 14 часов 23 марта был подан сигнал бедствия.
… вышли из строя все четыре двигателя судна, около 14 часов 23 марта был подан сигнал бедствия.
-2

1. Происшествие

23 марта 2019 г. в условиях сильного волнения (волны высотой до 8 метров, скорость ветра 20 метров в секунду) норвежский круизный лайнер «Viking Sky», который в рамках 12-дневного круиза следовал из Тромсё (север Норвегии) в Ставангер (юго-запад страны) потерял ход у западного побережья Норвегии, недалеко от города Мольде. Вышли из строя все четыре двигателя судна, около 14 часов 23 марта был подан сигнал бедствия. На борту находились 1373 человека: 915 пассажиров и 458 человек команды.

Круизный лайнер «Viking Sky», 23 или 24 марта 2019 года.   (*)
Круизный лайнер «Viking Sky», 23 или 24 марта 2019 года. (*)

Не имеющий возможности маневрировать и противостоять внешним воздействиям лайнер оказался всего в 1,1 морской миле (2 км) от береговых скал в и без того очень сложном для плавания районе у Мере-ог-Ромсдаль. К нему были направлены спасательные суда и пять вертолетов. Из-за штормовых условий собственные спасательные плоты и шлюпки, а также другие суда оказались бесполезными. Спасатели сумели поднять на вертолеты (их вместимость - самое большее 20 человек, поднимали по одному человеку за раз) и переправить на берег в общей сложности 479 пассажиров – и это было сделано при штормовом ветре.

На лайнере волнами были разбиты некоторые стекла, заливало даже довольно высоко расположенные помещения. Но паники не наблюдалось. Прогулочная идиллия закончилась, каталось все незакрепленное, трудно было устоять на ногах и людям, естественно, было очень не по себе. И тем, кто оставался в состоянии неопределенности на том, что начало неприятно ассоциироваться с ловушкой и с «Титаником» из одноименных увлекательных художественных фильмов. И тем, кого поднимали наверх на мотающемся тросе на высоту десятиэтажного дома на шаткую винтокрылую скорлупку. На которой после долгого ожидания их везли сквозь всю ту же зимнюю безжалостную непогоду на уже готовый принять их берег.

У пришедшего на выручку в этот район грузового судна «Hagland Captain», как ни странно, тоже вышли из строя двигатели. Что почти невозможно ни с точки зрения здравого смысла, ни по теории вероятности – места что ли здесь такие заколдованные? Или кто-то из не в меру продвинутых пакостников с какого-нибудь потертого дивана на другом конце света решил поиграть в «умный дом»? Двум вертолетам пришлось эвакуировать и с этого борта всех 9 членов экипажа.

К счастью, лайнеру удалось удержаться на якорях и к 10 часам 24 марта запустить три двигателя. Эвакуация по воздуху была прекращена. С помощью буксиров «Viking Sky» удалось прихромать в порт Мольде.

27 пострадавших получили амбулаторную медицинскую помощь, шестеро оказались госпитализированными, из них трое – с серьезными травмами.

Скриншот видеозаписи с борта потерявшего ход «Viking Sky».    (*)
Скриншот видеозаписи с борта потерявшего ход «Viking Sky». (*)

2. Судно

«Viking Sky».    фото с официального сайта компании «Viking Ocean Cruises»
«Viking Sky». фото с официального сайта компании «Viking Ocean Cruises»

тип: круизный лайнер

длина: 228,2 метра

ширина: 28,8 метра

осадка: 6,45 метра

количество палуб: 14

валовая регистровая вместимость: 47842 регистровые тонны

двигатели и движители: дизель-электрическая пропульсивная установка: четыре дизель-генератора (два MAN 9L32/44CR по 5040 kW и два MAN 12V32/44CR по 6720 kW) и два 4,5-метровых шестилопастных гребных винта, у каждого из них электродвигатель по 7250 kW

скорость эксплуатационная / максимальная: 17 узлов (31 км/ч) / 20 узлов (36,5 км/ч)

пассажировместимость: 930 человек в 465 каютах (все – внешние, с балконами)

команда: 550 человек

спущен на воду: в 2016 году

в эксплуатации: с 2017 года по настоящее время

На сегодняшний момент компания располагает 4 однотипными лайнерами проекта «Viking Star» («Viking Star», «Viking Sea», «Viking Sky» и «Viking Sun»). Предполагается, что ее флот с периодичностью один-два лайнера в год пополнят еще 11 систер-шипс «Viking Sky».

Современный круизный лайнер, олицетворение совершенства, надежности и комфорта, уникальный сплав всего предшествующего опыта мирового судостроения и новейших достижений машиностроения и электроники.   (*)
Современный круизный лайнер, олицетворение совершенства, надежности и комфорта, уникальный сплав всего предшествующего опыта мирового судостроения и новейших достижений машиностроения и электроники. (*)

3. Наверное, и этот наглядный опыт никого ничему не научит

Бурный прогресс последних десятилетий в области IT-технологий и, в широком смысле, возможностей внедрения автоматики везде и всюду неожиданно высветил забавную (на первый взгляд) инфантильность в среде даже самых продвинутых технарей. Оказалось, что они ведут себя почти как дети, попавшие в только что открывшийся супермаркет новых игрушек.

Совершенно очевидная принципиальная ошибка разработчиков сложной техники кроется сейчас в том, что они не оставляют за человеком-оператором (судоводителем, пилотом, водителем, оператором промышленного оборудования и т.д.) последнее слово в тех критических ситуациях, когда он еще может успеть принять более адекватное, чем автоматическая система управления, решение.

Когда ситуация развивается в течение секунд и долей секунд – это другое дело, здесь успеет среагировать только автоматический алгоритм. Хотя здесь тоже все зависит в конечном счете от человека: от проектанта, заранее и хорошо продумавшего алгоритм и его привязку к управляемому объекту. И осознающего еще одну очень важную вещь, которую не воспринимают и глухо ненавидят все правоверные математики: в окружающей нас реальной природе существуют неупорядоченные бесконечные множества, в которых любые их иксы-игреки вместе с функциями-формулами наивны и бесполезны. Возможны огромные множества сочетаний таких условий и параметров, которые делают сложные технические системы неуправляемыми: системы начинают «вести себя» как нечто самостоятельное. Причем совсем не обязательно так, как бы нам всем того хотелось.

Именно это немыслимо продвинутое дополнительное звено между целью и результатом, которому упорно стараются предоставить полную власть над человеком-оператором и техническими системами везде и всюду, где надо и где не надо – вот это очень настораживает и удручает.

Примитивные шестеренки, вентили, клапана, тяги, убогие гаечные ключи, кувалды: чумазые механики в корабельных трюмах посудин далекого и не очень далекого прошлого почему-то намного чаще и быстрее справлялись с ситуациями, подобными происшествию с новейшим (2017 г.) «Viking Sky». Вся эта чумазая машинерия и возня с ней тоже имела место быть на «Viking Sky», но здесь с самого начала команде пришлось бороться, как с каким-то вселившимся в энергосистему лайнера джинном, с тупой безаппеляционной волей электронного алгоритма. Трудно пока сказать, что ему не понравилось (например, крен и ненормативное смачивание маслом деталей в картерах дизелей – и он решил позаботиться о благополучии дорогостоящих агрегатов) – но в итоге судно полностью потеряло ход. Вот уж где команда лайнера поминала, наверное, старые добрые времена с их простыми надежными кувалдами и гаечными ключами, и совсем другими словами – всех этих умников, IT-ишников с их микросхемами и не по уму затейливыми заворотами электронных мозгов. Мудрый булгаковский профессор Преображенский высказался однажды по другому, не о микросхемах, но по на удивление похожему поводу: «никогда не имей дело с этой «краковской» колбасой: мало ли что они могли туда намешать».

Все дизеля встали: понятно же, что именно по приказу программного обеспечения этого «железа» (4 серьезных агрегата в принципе не могут повредиться одномоментно). Без возможности их экстренного запуска вручную. Судно полностью обесточилось (еще один инфантильный ляп проектантов), старомодные стационарные подруливающие устройства с автономным аварийным электропитанием, которые могли бы хотя бы противостоять сносу на камни и качке, не были предусмотрены (еще один детсадовский ляп) – и весь этот абсолютно беспомощный 228-метровый 14-этажный многотысячетонный железный кошкин дом понесло на скалы в условиях восьмибального шторма. Хорошо еще, что в продвинутом XXI веке не додумались до отмены архаичных примитивных якорей. Пока не додумались.

В этом очередном наглядно преподанном всем технарям уроке примечательна еще одна деталь: все штатные спасательные шлюпки-баркасы и многочисленные автоматически надувающиеся спасательные плоты в реальных условиях оказались ожидаемо бесполезными. На этих аж 6 шлюпках, даже если их удастся спустить, причем спустить целыми, все расчетные 1480 человек всё равно не поместятся. А в плоты ни в чем не повинным, не всегда молодым и здоровым отдыхающим придется забираться из ледяной зимней воды и в таком мокром виде часами ждать спасения и тепла. О «Титанике» уже все забыли? Хотя уже лет сорок известна идея модуля коллективного спасения, что-то вроде всплывающей рубки для субмарин: все эти тысячи людей на борту комфортно размещаются в плавучем модуле надстройки, который плавно соскальзывает на воду и на своих электродвигателях отходит от проблемного лайнера. А то и просто направляется потихоньку в ближайший порт.

Так что пришлось сейчас пытаться вызволять всех вертолетами, в час по чайной ложке. А если бы «Viking Sky» потерял ход намного мористее, за пределами радиуса действия спасательных вертолетов - но в непосредственной близости от скал?

Эвакуация пассажиров с «Viking Sky».    фото: агентство REUTERS
Эвакуация пассажиров с «Viking Sky». фото: агентство REUTERS

Авиалайнер «Boeing-737 MAX 8».    (*)
Авиалайнер «Boeing-737 MAX 8». (*)

Судя по озвученным обрывкам информации о ходе расследований катастроф с двумя новейшими авиалайнерами «Boeing-737 MAX 8» (в деле, как и «Viking Sky», с 2017 года, погибли 29 октября 2018 года в Индонезии и 10 марта 2019 года в Эфиопии), пилоты после взлета неоднократно пытались привести свои самолеты в надлежащее, известное любому курсанту положение в пространстве. Но дополнительный новый алгоритм в автопилоте по-своему оценил показания датчиков и проигнорировал этих отсталых двуногих недоумков за штурвалами. Сообщается, что пилоты «Эфиопиан эйрлайнс» больше двадцати раз пытались поднять нос взлетающего авиалайнера, а новейший дополнительный алгоритм, чудо эпохи высоких технологий, дитя продвинутых компьютизированных умников из упоминавшегося выше супермаркета, столько же раз не позволил это сделать. И вогнал машину в землю.

Ничего не напоминает из случившегося у берегов Норвегии 13 дней спустя? Если смотреть в суть дела и не отвлекаться на второстепенные технические детали, скорость развития событий и их итоги?

И, в качестве сугубо риторического вопроса, разносящегося в пустыне: догадаются-таки наконец многоуважаемо-продвинутые разработчики-компьютерщики присобачить на самые видные места всех своих творений, от перекормленных бюргерскими удобствами Word и Windows до систем автоматики на объектах повышенных рисков и опасностей, Большую Зеленую Кнопку «ОТКЛЮЧЕНИЕ вручную ВСЕХ медвежьих услуг»?

- - -

(*) иллюстрация из интернета, открытые источники

Если понравилось рассказанное – не стесняйтесь кликнуть по значку «Во!» (это где большой палец вверх). И – подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии.