Найти тему
Мамины Заметки

Раннее развитие - польза или бред?

Стремление к раннему развитию детей в последние годы приобрело масштабы эпидемии. Естественно, что каждый родитель видит в своем ребенке только самое лучшее, все его успехи воспринимает как нечто выдающееся, но не из каждого ребенка вырастет Эйнштейн или Лобачевский. Многие родители же пытаются максимально развить какие-то навыки малыша в самом раннем возрасте, бесконечно таская его по кружкам, развивающим занятиям, не оставляя времени на беззаботное детство. Да, у кого-то есть определенные способности к тем или иным сферам искусства или науки даже, которые стоит развивать, но таких детей единицы. Остальные же становятся жертвой амбициозности родителей, их стремления похвастать своими результатами или уж хотя бы не быть хуже ребенка соседки/подруги или неведомой тети Зины из рассказов родственников.

Само собой, естественное развитие должно идти. И коль уж оно происходит в раннем возрасте, то это и есть раннее развитие. С ребенком можно и нужно заниматься, играть в дидактические игры, которые развивают память, логику, мышление, внимание - вещи, необходимые для жизни. Но это все должно происходить естественным путем, гармонично. Все задания должны соответствовать возрасту и интересам ребенка.

Когда говорят о проблеме раннего развития, имеют ввиду какие-то перегибы, слишком серьезные занятия с малышом, до которых он еще не дорос. Да, если очень захотеть, ребенка можно научить считать до года, разговаривать на нескольких иностранных языках. Детский мозг очень пластичен, и он воспримет все, чему его обучают. Но, как показывают, наблюдения и исследования, к концу начальной школы все эти знания нивелируются и ребенок, который в три года был в чем-то умнее сверстников, становится таким же, как все. Стоит ли оно того?

А ведь родители, в погоне за развитием, часто забывают, что основная задача маленького человека в раннем возрасте - познание мира и себя. В целом. А для этого ребенку нужно много играть, много двигаться, учиться занимать себя самостоятельно. Только так у него разовьются все необходимые для повседневной жизни навыки, умения, знания, правильно разовьются все функции мозга, в правильном порядке и в нужном темпе, скажем так.

Перебор с развивающими школами может помешать правильному темпу развития ребенка, он выучит таблицу умножения в 2 года, но из-за этого у него останется неразвитым то или иное умение или функция мозга, которые должны были совершенствоваться в то время, когда он учил цифры.

Во всем необходима мера. Гармоничные развивающие занятие, конечно, не помешают. Но это не должно быть в тягость ни для родителей, ни для ребенка. У ребенка должно оставаться много свободного времени, чтобы бегать и прыгать, наблюдать за окружающим миром, узнавать себя в этом мире, много и качественно общаться с родителями.