В устах современного человека слово «домострой» часто звучит брезгливо и презрительно. К нему относятся как к чем-то плохому и, безусловно, устаревшему. При этом большинство из тех, кто кривится, услышав о домострое, не представляют толком, что это такое. Как говорится, не читал, но осуждаю. Ведь «Домострой» не что иное как книга, написанная в шестнадцатом веке, авторство которой приписывают протопопу Сильвестру. По большому счету, «Домострой» – это такой средневековый аналог современных интернет сайтов, посвященных домоводству.
Там, например, есть главы о том, как кроить различную одежду или о том, как угощать гостей. И как гостям вести себя в чужом доме. То есть своеобразные основы этикета. Домострой помимо всего прочего учит читателя жить по средствам, что актуально во все времена. Есть в Домострое главы посвященные тому, как огородом и садом заниматься или тому как рукодельничать. Там приводится немало кулинарных рецептов, отдельно для мясного, отдельно для постного стола. Много советов посвящены организации домашней церкви, тому, как украсить дом иконами, и как молится дома, и как вести себя в храме. Такие советы будут полезны не всем нашим современникам, а только тем из них, кто посещает церковь.
Книга эта рассчитана преимущественно на купцов, поэтому многие главы посвящены закупке товаров. Да некоторая информация, особенно та, что касается обращения со слугами, приказчиками и ключниками, актуальность уже утратила. Равно как советы о том как содержать сено и лошадей. Большинство современников смущают в «Домострое» два факта. Во-первых, требование послушания. Но разве современные родители не ждут того же от своих детей? И давайте не будем забывать, что предполагаемый автор книги пропопоп сиречь священник. Естественно, его рекомендации во многом дублируют библейские. А в Библии почитание отца и матери приравнивается к отказу от воровства. Современных женщин возмущает необходимость послушания мужу. И вообще тот факт, что все домашние обязанности лежат исключительно на ней. Но опять же в Библии сказано, что жена да убоится мужа. Однако здесь нужно понимать, что речь не о страхе за себя речь, а скорее о страхе огорчить любимого мужчину. Кстати, о наказаниях. В те времена, когда писалась книга, телесные наказания были одной из форм правового урегулирования. Достаточно почитать «Судебник» Ивана четвертого (более известного как Грозный) и станет ясно, что такого рода наказаниям могли подвергаться не только женщины, но и мужчины. А что до обязанностей, то даже согласно, Домострою, они лежат не исключительно на жене, у неё есть помощники слуги и ключники. То есть жена и ключник почти равны в плане обязанностей. А ключниками были обычно мужчины. Плюс ко всему, есть в «Домострое» главы о мужских обязанностях, и глава посвященная тому, как мужу с женой советоваться. Но нигде не сказано, что нужно советоваться с ключниками и слугами. Таким образом, получается, что по статусу жена все-таки выше слуг-мужчин. Поэтому все возмущения о том, что женщину в домострое якобы приравняли к рабыне, не выдерживают критики. К тому же не следует забывать, что любая книга и «Домострой» в том числе – это всего лишь теория. А на практике все всегда по-другому. Впрочем, некоторые из рецептов «Домостроя», особенно кулинарные, вполне себе применимы в сегодняшней практике.
Олеся Шмакович