Найти тему
Маманам

Как мотивировать ребенка, если его ничего не мотивирует.

Оглавление

Мотивация – это то, что побуждает нас что-либо делать. Существует два типа мотивации: 1) мы пытаемся чего-либо избежать и 2) мы хотим что-либо получить.

Каждый вид мотивации по-своему хорош и для одних людей лучше работает один тип, а для других соответственно другой. Все это формируется с детства, у ребенка есть желание либо избежать неприятностей и наказания, либо получить поощрение или удовольствие.

Примеры внутренней мотивации:

  • Самооценка (я не хуже других, хорошо вписываюсь в группу сверстников)
  • Обмен опытом (социальная коммуникация)
  • Получение признания от значимой фигуры (учитель, родитель)
  • Любопытство
  • Просто приятное времяпрепровождение (веселье, интерес)

Стоит отметить, что детям с СДВГ и расстройствами аутического спектра зачастую не присущи эти типы мотивации.

Примеры внешней мотивации:

-2
  • Физический контакт (похлопывание, объятие)
  • Невербальные знаки (палец вверх)
  • Словесная похвала
  • Привелегии (деньги, наклейки или галочки)

Опять же, для детей с аутизмом или СДВГ внешнее физическое воздействие может быть неприятным. Кстати, про то, как распознать СДВГ у ребенка, читайте здесь 

Помните, что ваш ребенок – личность и надо уважать его желания и выбор. Чем лучше вы знаете своего ребенка, тем лучше вы сможете понять какие индивидуальные способы мотивации сработают именно для него. Подсказка – дети с аутизмом и СДВГ обычно больше всего мотивированны своими особыми интересами. Принуждение и тех и других может создать негативное эмоциональные воспоминания, что затруднит ваше общение и обучение новому.

Важность мотивации

-3

Особенно важна мотивация для детей с аутизмом – они часто не имеют внутренней мотивации к учебе или общению в группе (особенно, если это не область их специального интереса). Им особенно важно влиться в социальную среду, научиться общаться – и хорошая мотивация станет помощником в этом. Также это все необходимо и в быту – работа по дому или гигиена тоже не должны становиться проблемой.

Типы внешнего подкрепления:

  • Словесное
  • Визуальное (галочка или наклейка в таблице)
  • Физическое подкрепление – конфета или стикер
  • Время для участия в любимой деятельности на выбор ребенка

Рекомендации по использованию подкреплений:

-4
  • Подкрепление должно быть немедленным (в течение трех секунд после проявления желаемого поведения, если это физическое подкрепление, такое, как конфета, наклейка или галочка). По мере того, как ваш ребенок прогрессирует, можете начать откладывать подкрепление.
  • Не давайте подкрепления, если ребенок не делает того, что вы просите. Не используйте конфету или стикеры если хотите просто успокоить ребенка, то есть, вне того времени, когда вы занимаетесь.
  • Используйте переменную интенсивность.
  • Если ребенок быстро делает успехи, используйте награду больше ожидаемого. Если это какой-то специальный интерес, к примеру, коллекционирование наклеек с покемонами, применяйте это как мотиватор для выполнения заданий.

Или вот еще идеи:

Распечатайте раскраски любимого телешоу ребенка или того, что имеет отношение к его особому интересу, положите это в отдельную коробочку, где также будут лежать маркеры, наклейки, мелки. Пусть это будет “коробочка с сюрпризами” - ребенок всегда больше хочет то, что удивит его, а не просто ожидаемые награды. Вам придется часто менять типы подкрепления, потому что один и тот же элемент не остается мотивирующим на протяжении длительного времени. Проявляйте фантазию, изучайте интересы вашего ребенка.

Поощрение внутренней мотивации

-5

Регулярное физическое подкрепление не снижает внутреннюю мотивацию, поэтому вам не нужно беспокоиться о том, что если вы всегда даете награду, ребенок никогда не будет самомотивированным.

Таким образом вы можете побудить ребенка развивать внутреннюю мотивацию, а также использовать внешние мотиваторы для руководства своим поведением. Это относится ко всем детям.

Чтобы стимулировать внутреннюю мотивацию, вы должны дать ребенку шанс почувствовать те полезные внутренние чувства, что движут этой мотивацией.

Попробуйте следующее:

-6
  • дайте такие обязанности, с которыми ребенок точно справится хорошо
  • если ребенок старается – поощрите это, даже, если у него не до конца получилось, покажите ему, что вы гордитесь им и видите его усилия
  • выставляйте его достижения на всеобщее обозрение – повесьте хорошо выполненный орфографический тест на холодильник
  • никогда не сравнивайте своего ребенка с другими
  • бросайте ребенку вызов побить его личный рекорд
  • займитесь вместе волонтерством или отдайте вещи на благотворительность
  • убедитесь, что ребенок считает себя важным в семье, что его вклад ценится
  • превратите работу в игру, к примеру, уборку дома. Пусть неприятная работа ассоциируется с чем-то приятным: смейтесь, веселитесь, играйте и слушайте музыку в процессе уборки. Устройте соревнование – кто быстрее соберет игрушки (но с соревнованием всегда надо быть аккуратнее, если детей больше чем один!)

Положительное подкрепление

Использование положительного подкрепления фактически изменяет работу мозга, изменяет химический состав нейротрансмиттеров. Это связано с нейропластичностью, так что эффективное использование мотивации – отличный способ обучать ребенка новому.

Мы ищем для вас: факты, истории, решения. Если вам интересно с маманам.ру, подписывайтесь на наш канал и делитесь с друзьями