Русские эмигранты-кинематографисты, около ста лет назад бежавшие от большевизма из России, основали в парижском пригороде Монтрёе успешную киностудию под названием «Альбатрос» (фр. «Les Films Albatros»). «Альбатрос» стал целым пластом в истории мирового кино. Все фильмы, выпущенные этой студией, сегодня находятся в фондах Французской Синематеки.
Во главе всего этого предприятия стоял Иосиф Николаевич Ермольев – русский предприниматель, у которого было собственное киноателье в Москве и налажена работа с французской фирмой Пате. Наступили тяжёлые времена, руководство страны взялось за национализацию кинопромышленности. Так, В 1920 году, из Ялты отчалил корабль, полный киноплёнок, камер и костюмов. Пассажирами были команда Ермольева: режиссеры и актёры, сценаристы и операторы. Есть версия, что команда держала путь во Францию из Константинополя, и название корабля послужило названием для будущей студии.
Ещё до переезда, Иосиф Николаевич, договорился с фирмой Шарля Пате об аренде павильона, на этом месте и была создана студия «Альбатрос». Несколькими годами ранее там работал Жорж Мельес. Уже во Франции, к команде кинематографистов присоединились те русские эмигранты, которые в России кино не занимались. У них не было работы, поэтому «Альбатрос» старались помочь своим соотечественникам. С 1924 года к работе на студии «Альбатрос» привлекались и французские режиссеры: Марсель Карне, Абель Ганс, Жан Эпштейн, Марсель Л'Эрбье.
Финансовые трудности лишь закалили студию. Специалисты, приехавшие из России, перенимали опыт своих французских коллег и придумывали свои собственные приёмы. Уже в то время, на студии использовались спецэффекты, для декораций использовался световой фон: благодаря стеклянным отражателям и мраморным пластинам декорации достигали магической иллюзорности. Для французского кино такая концепция была в новинку. Французы просто рисовали декорацию, на фоне которой шло действие. Была ещё одна отличительная черта – съемки шли по диагонали, а не прямо, что давало иллюзию перспективы и глубины.
В «Альбатросе» работал гениальный декоратор, художник по костюмам и создатель афиш Борис Билинский. Его афиши и по сей день остаются одними из самых красивых в истории кинематографа. На студии был постоянной актерский состав. Главной звездой был актёр величайшего таланта Иван Мозжухин. Он работал по системе Станиславского и очень полюбился зрителям.
На студии показывали такие фильмы как: «Лев Моголов», «Шахерезада», «1001 ночь, «Дом тайн» и т. д.
Сейчас часть работ «Студии Альбатрос» хранится во Французской Синематеке. Эта некоммерческая организация является одним из крупнейших и старейших киноархивов мира. А тогда, в далёком 1935 году, было принято решение создать первое во Франции кинохранилище. Благодаря именно Анри Ланглуа, который выкупил права на архивные фонды студии «Альбатрос», у нас сегодня есть возможность видеть «Лев Моголов», «Костер пылающий» и «Кин или гений и беспутство» и другие картины, снятые почти 100 лет назад. Сейчас в Синематеке находится более 40 из 60 фильмов, снятых в «Альбатросе».
Величию «Альбатроса» пришёл конец после того как немое кино заговорило. В 30-е предвоенные годы «Альбатроса» прекратил существование. Но в наши дни студия не пустует. Здесь обустроили свои мастерские русские художники-эмигранты третьей волны. Нынешний директор ассоциации «Альбатрос» Люсьен Шемла взял их под своё крыло. Нередки различные выставки, спектакли и перформансы.
И как сказал Люсьен Шемла: «Альбатрос» — на самом деле самая настоящая птица Феникс».
Дополнить статью, рекомендуем просмотром документального фильма «Альбатрос. Русская киностудия в Париже» и найти много чего интересного на сайте Синематеки.
http://www.cinematheque.fr/expositions-virtuelles/albatros/index.htm#/RUBRIQUE_0_0/PAROLES_5//