Стиль «ревущих» 1920-1930-е годов, пугающая история садиста-убийцы, рассказанная хрупкой девушкой, и новая версия сказки о летающем слоненке Дамбо от Тима Бертона. Все, куда нужно успеть сходить.
Что: выставка «Les Années folles. Фотография, костюмы и обувь из коллекции Shoe Icons»
Где: Мультимедиа Арт Музей, Остоженка, 16
Когда: до 19 мая
Зачем идти
1920-1930-е годы были эпохой джаза, цветного кинематографа и строящихся небоскребов. Это время прозвали «сумасшедшим» и «ревущим» — повсюду царил разгул, в который хотелось окунуться после ужасов Первой мировой войны. А еще хотелось сменить цвет хаки на яркие ткани, золотую и серебряную кожу, стразы, искусственные бриллианты и длинные нити бус. Главенствующим стилем тех лет стал ар-деко. Причем он доминировал не только в дизайне одежды, но и в ювелирном искусстве и интерьерах. Круги, треугольники, многогранники, острые зигзагообразные линии, геометрически выверенные растительные узоры — все эти узнаваемые характеристики стиля можно было увидеть и в платьях, и в обуви, и даже в декоре каблуков того времени.
Выставка в Мультимедиа Арт музее рассказывает о том, как «безумные» годы изменили повседневную жизнь. И речь тут не только о гардеробе. Так, изменилось и положение женщин. Они смогли свободнее демонстрировать свою сексуальность и осваивать новые социальные роли, например, самих себя обеспечивать и меньше зависеть от мужчин.
Что: выставка «Головой о стену. Живопись и графика Б.А. Голополосова 1920-1930-х годов»
Где: Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10
Когда: до 2 июня
Зачем идти
В Новой Третьяковке уже идет одна выставка-блокбастер — Ильи Репина. А в апреле откроется еще одна — Эдварда Мунка. Но это не единственные поводы посетить здание на Крымском Валу. В музее открылась выставка художника Бориса Голополосова. Сейчас его имя почти неизвестно, но именно он входил в число тех художников, которые вышли на арт-сцену в первые послереволюционные годы. Голополосов отличался близкой к экспрессионизму манерой письма. Критики тех лет особо выделяли новаторство его работ революционной тематики с их напряженной сумрачной цветовой гаммой. Однако трактовка Голополосовым сюжетов, связанных с революцией, резко контрастировала с «официальными» картинами его современников. Драматические моменты политической борьбы воспринимались художником как личные переживания, он создавал во многом автобиографичные произведения. Пластический язык его работ противоречил идеологической доктрине, провозгласившей борьбу с формализмом в искусстве. По причине этого Голополосов в 1930-х годах был исключен из Союза художников, фактически получил запрет на профессию и на многие десятилетия оказался в забвении. Это стало для художника катастрофой, которую он выразил в двух полотнах — «Тупик (Психологический сюжет)» и «Человек стукается о стену (Психологический сюжет)».
Что: спектакль «Июль»
Где: Дом Щепкина, Щепкина, 47, стр. 2
Когда: 31 марта, 20:00
Зачем идти
«Текст для одного исполнителя. Исполнитель текста — женщина». Так начинается уже ставший культовым текст Ивана Вырыпаева «Июль». И хотя на сцене его читает одна хрупкая актриса, говорит она от лица сумасшедшего старика, откровенный рассказ которого одновременно завораживает и пугает. Впервые «Июль» был показан, а точнее было бы сказать рассказан в 2006 году. И тогда текст садиста-убийцы читала Полина Агуреева. В течение часа исполнительница «на одном дыхании» заполняет зал звуками и буквально пропускает через себя слово за словом. А на крошечной сцене нет никого и ничего, кроме нее и микрофона.
Что: «Дамбо»
В прокате с 28 марта
Режиссер: Тим Бертон
В ролях: Люси ДеВито, Ева Грин, Колин Фаррелл
Зачем идти
Премьера «Дамбо» — четвертого по счету полнометражного мультфильма компании Уолта Диснея — состоялась в октябре 1941 года, накануне вступления США во Вторую мировую войну. Спустя почти 80 лет переснять историю слоненка, который умел летать, взялся один из главных сказочников Голливуда Тим Бертон. Ранее он уже переработал для современной аудитории «Алису в стране чудес». От прямого копирования оригинала режиссер отказался. Бертон ввел в сюжет «Дамбо» новых героев, а записать саундтрек к картине пригласил группу Arcade Fire. Музыканты перепели композицию «Baby Mine» из оригинального мультфильма.
Что: лекция Анны Челноковой «Целое в части и часть как целое. К вопросу об эстетике двойной идентичности (Рашид Араин, Салман Рушди и Ага Шахид Али)»
Где: Музей современного искусства «Гараж», Крымский Вал, 9, стр. 4
Когда: 29 марта, 19:30
Зачем идти
В начале марта в «Гараже» открылась первая в России ретроспектива Рашида Араина. Свое творчество пакистанский художник и скульптор посвятил борьбе за справедливость и против дискриминации. Сам Араин в середине 1960-х переехал в Англию и описывал европейскую страну, как место, где царили отторжение и расизм. Свою лекцию доцент кафедры индийской филологии Санкт-Петербургского университета Анна Челнокова посвятит не только Араину. На примере работ писателя Салмана Рушди и поэта Аги Шахид Али она расскажет о самоидентификации творческих людей в другой культуре и об идеологических средствах, которые они применяют для создания своего художественного мира. В центре внимания у Рушди и Али оказывались мигранты в самом широком понимании. Это люди со сложной, фрагментарной идентичностью, поднявшиеся, порой помимо воли, над социальными и культурными условностями. Мигрант — это всегда по меньшей мере двойная идентичность, своего рода раздвоение личности.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Современное искусство и как перестать его бояться» — на Читай-городе или Лабиринте.