Концепция типового железобетонного жилищного строительства для основной массы населения, несмотря на то, что она слабо принимала во внимание климатические условия и никак не учитывала психофизиологические реакции человеческого организма, в советские времена господствовала практически тотально в сфере институциональной застройки, то есть везде, кроме возведения усадебных домов в так называемом "частном секторе".
Редкие кирпичные дома, воздвигавшиеся для партхозноменклатуры по индивидуальным или повторно применяемым проектам, общей картины не меняли. В наши дни, несмотря на то, что коммунизм в качестве светлого будущего всего человечества отменен, а советская власть предана анафеме, данная концепция практически сохранила и даже укрепила свои позиции.
Различное отношение "лиц, принимающих решения" к "простому народу" и к административно-финансовой верхушке, то есть, по существу, классовый подход, отнюдь не утратил своего значения в постсоциалистическую эпоху, несмотря на провозглашенную полтора десятилетия назад демократическую эгалитарность и шумную в течение некоторого времени кампанию борьбы с номенклатурными привилегиями.
Можно даже говорить о том, что пространственно-функциональная сегрегация по классовому признаку беспрецедентно обострилась. Если в прежние времена жилища партхозноменклатуры количественно и качественно отличались от квартир трудового народа, если можно так выразиться, на проценты, то теперь хоромы "элиты" отличаются от обиталищ "электората" в разы и даже десятки раз, как, впрочем, и доходы.
С точки зрения архитектурных достоинств, присущих домам для народа и домам для "слуг народа", то дистанция и по этому параметру увеличилась: качество архитектурных решений жилых зданий, которые риэлторы относят к придуманным ими категориям "люкс", "премиум" и т. п. , во многих случаях достигают хорошего европейского или американского уровня. Если при этом употреблены высококачественные материалы, подвергнутые не менее высококачественной обработке, укладке и монтажу, то такие здания по репрезентативности могут не уступать ни парижским, ни лондонским, ни чикагским аналогам.
Говоря иными словами, барьер перехода на более высокий "международный" уровень качества в сегменте "элитного" домостроения многими отечественными архитекторами преодолен. При этом нужно заметить, что качественный скачок обычно касается материалов, работ и внешнего вида, но лишь изредка он происходит в функциональной сфере. Во многих "элитных" жилищах, построенных в России за последние годы, жить неудобно, некомфортно и даже вредно для здоровья.