После поражения на Куликовом поле Мамаю с малым отрядом татар удалось укрыться в степях. Хан не мог смириться с неудачей. Еще сильней разгневался он на русских и впал в ярость, стал собирать войска и готовиться к новому походу на Русь.
Однако поражение Мамая в Куликовской битве пошатнуло его авторитет в Орде, о нем стали говорить как о неумелом полководце.
Потомок Батыя, хан Заяцкой Орды Тохтамыш решил свергнуть Мамая. Он собрал многочисленное войско и пошел на Мамая. Тот, замышлявший новый поход против Руси, вынужден был сражаться с Тохтамышем.
Они встретились на берегу реки Калки. Армия Мамая ещё не успела прийти в себя после поражения от ратников князя Дмитрия и потому Тохтамыш легко справился со своим противником и объявил себя правителем Волжской Орды. Мамай бежал в Кафу, но и там его настигла судьба – он пал от рук генуэзцев.
Обосновавшись в Сарае, хан направил послов в Москву. Посланники Орды извещали Дмитрия о гибели Мамая, называя его общим врагом и русских, и татар. Ордынцы были встречены в Москве с почестями, а домой возвращались с добрыми дарами. Дмитрий надеялся на доброжелательные равноправные отношения с Ордой и никаких знаков покорности не изъявил. По всей вероятности, Дмитрий верил в порядочность ордынцев и больше не принимал никаких мер безопасности. Иначе думал Тохтамыш, он по-прежнему считал, что русские князья обязаны ему повиноваться и платить дань. В 1381 году Тохтамыш направил в русские земли царевича Акхозю.
– Поторопи этих мерзавцев, – наказывал Тохтамыш, – пусть немедля дары присылают. А не то и следа не оставлю от их городов.
Много русских земель объехал Акхозю, по-разному принимали его князья. Однако ехать в Москву ордынский царевич не отважился. Это ещё больше убедило Дмитрия Ивановича в том, что ему не стоит больше опасаться посягательств татар и можно спокойно заниматься внутренними делами.
Тохтамыш же не оставлял надежд вновь покорить Русь, доказать непокорным, что слишком рано возгордились они своими победами. Ордынский правитель усиленно готовился к новому походу на Русь, собирал войска. Прежде всего Тохтамыш рассчитывал на внезапность нападения.
В 1382 году Тохтамыш двинул свои армии на Русь. Передовой отряд захватил русских купцов, чтобы те не успели предупредить московского князя о наступлении Орды.
Вскоре Тохтамыш переправился через Волгу. Путь его лежал прямо на Москву. Был дан приказ – не тратить время на разорение других русских земель, лежащих на пути.
Быстрое передвижение Тохтамыша нагнало страху на русских князей. Суздальский князь, желая задобрить татарского хана, упросил его не трогать нижегородские земли, послав на подмогу к Тохтамышу двух сыновей, Василия и Симеона. Однако ордынские полчища шли так быстро, что молодые князья насилу их догнали.
Олег Рязанский, желая отомстить Дмитрию, тоже поспешил на поклон к Тохтамышу, бил челом и клялся в верности.
– Великий хан, – говорил Олег, – я готов провести твои войска к Москве самым коротким путем. Мы сможем взять город и наказать неблагодарного Дмитрия.
Тохтамыш принял Олега и назначил его проводником. Рязанский князь, чтобы обезопасить свои земли от разорения, повел татар сразу на Серпухов, который ордынцы сровняли с землей.
С большим опозданием весть о приближении Тохтамыша дошла до московского князя. Xто-либо предпринять Дмитрий Иванович уже не мог. Вместе со своей дружиной князь выехал из города. К нему присоединились князья из близлежащих городов.
Татары были на подступах к Москве. Гонцы сообщали о многочисленности ордынских полков. Русские князья на этот раз оказались не готовы к сражению, более того, они не смогли прийти к согласию. Между ними начались распри, некоторые воеводы и князья испугались приближения татар и поспешили убраться восвояси.
Московский князь не решился вступать в открытый бой с Тохтамышем и бежал в Переяславль, оттуда в Ростов, затем в Кострому, оставив Москву на произвол судьбы.
Паника охватила жителей города, когда они узнали о бегстве Дмитрия. На Москву надвигались полчища ордынцев, а защищать город было некому – вместе с Дмитрием ушли и воеводы. Москву охватил страх. Колокол созывал жителей на площадь. Но никто не отваживался брать на себя ответственность за принятие решений. Митрополит Киприан, которому были чужды интересы русских, заботился прежде всего о себе и призывал всех покинуть город. Москвичи не любили иноземного митрополита и не доверяли ему. Слово Киприана не имело веса, потому простой народ противился его решению. Большинство склонялось к тому, чтобы запереть ворота и не выпускать никого из Кремля – в городе должно остаться как можно больше защитников. Однако бояре пеклись не о судьбе Москвы, а о своем богатстве, боялись потерять его и потому поддерживали митрополита. Единого мнения не было.
Киприану и некоторым боярам удалось всё-таки бежать из города, но вынести добро из Кремля им не дали. Ворота закрыли и больше никого не выпускали. У выхода стояли воины с рогатинами и обнаженными саблями, грозя убить любого, кто осмелится бежать.
Продолжение следует.
Читайте в цикле «Дмитрий Донской»:
Юный князь | Раздача ордынских ярлыков | Москва белокаменная | Ольгерд под Москвой | Князь и Орда | И снова Ольгерд | Москва против Твери | Поражение при Пьяне. Митрополит Митяй | Победа на реке Воже | Русь готовится к битве | Сбор русских войск | Примета Дмитрия Боброка | Утро перед битвой | Куликовская битва | После битвы
Источники:
Голицын С. Сказания о земле Московской.
Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Глава 11.
Пространная летописная повесть 1425 г. "О побоище на Дону"Перевод А.И. Плигузова, выполнен по изданию: Полное собрание русских летописей. Пг., 1915, т. 4, ч. 1, вып. 1, с. 311— 320; Л., 1925, вып. 2, с. 321—325.
Рогожский летописец. Записи 1368-1380 гг.
Сказание о Мамаевом побоище. Основная редакция. 80-90-е гг. XV в.
Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского
С.М. Соловьёв. История России с древнейших времен. Том III. Глава 7.
Дорогой друг, спасибо за чтение! Надеемся, ты оценишь скромный труд авторов этого канала. Пожалуйста, поставь лайк, подпишись на наш канал, расскажи о нем в соцсетях. Прокомментируй, дополни прочитанное своим мнением – прошлое неоднозначно и противоречиво, а в споре рождается истина!