К марту 1942 года союзники утратили контроль над Тихим океаном. Для японского Морского генерального штаба, наступила пора планирования мероприятий по осуществлению блокады Западного побережья США. Несмотря на победы, японцы отчётливо понимали, что американский континент по-прежнему неуязвим для вторжения. Набеговые операции надводного флота были также нереальны – слишком велик риск попасть под сокрушительный удар базовой авиации.
С целью оказания хоть какого-то воздействия на побережье метрополии, японское командование обратило внимание на опыт успешного применения авианесущих подводных лодок, стоящих на вооружении Императорского флота. В развитие этой идеи, японскими судостроителями была предложена концепция ударной авианесущей субмарины, обладающей межконтинентальной дальностью хода и большой автономностью.
Применение такого подводного крейсера открывало самые фантастические перспективы (вплоть до бомбардировки Нью-Йорка и Вашингтона). Но командующий Объединённым флотом адмирал Ямомото определил более реальную цель – разрушение шлюзов Панамского канала. В случае удачи, любая попытка американцев усилить Тихоокеанский флот превращалась в авантюру, подобную походу русской 2-й Тихоокеанской эскадры, с теми же последствиями.
В феврале 1942 года, в условиях полной секретности, адмирал Ямомото подписал целый ряд документов предписывающих обеспечить строительство подводной авианосной флотилии особого назначения Sen Toku (от японского Sensuican Toku — подводная лодка специального назначения) в составе 18 боевых субмарин, что с самого начала не соответствовало имевшимся в наличии ресурсам. Лодки должны были нести на борту 3-4 ударных гидросамолёта, с боевой нагрузкой до 1 тонны, обладать четырёхмесячной автономностью и дальностью плавания до 40 тысяч километров, что позволяло совершить кругосветное плавание и нанести удар по противнику в любой точке земного шара. По наименованию головного корабля серии, подводные лодки были обозначены индексом I-400.
С инженерной точки зрения задача была довольно сложной, однако многие конструктивные решения и оборудование были уже обкатаны на авианесущих подлодках ранних серий, что заметно снижало объём работ. Уже через год первые пять субмарин с номерами с 400 по 404 были заложены на верфях.
В то же время, чтобы вписаться в заложенные в тактико-техническом задании характеристики, конструкторам пришлось применить целый ряд новаторских технических решений.
Обычная цилиндрическая форма корпуса оказалась неприемлемой из-за слишком большой осадки. Специально для субмарины была разработана двухсоставная конструкция корпуса, в разрезе напоминающая развёрнутую горизонтально восьмёрку.
Цистерны главного балласта и топливные баки были размещены снаружи подлодки, освобождая место внутри корпуса. Воспользовавшись этим, конструкторы обеспечили довольно хорошие условия обитаемости экипажа (все подводники имели индивидуальные спальные места, питание осуществлялось за столами, в отсеках имелись холодильные камеры для хранения свежих продуктов). Запасы пресной воды и провизии были рассчитаны на 90 суток, в то же время предел автономности по топливу составлял 100 суток. Подводная лодка могла уйти под воду в течение 70 секунд, чему способствовал сравнительно небольшой для японского флота запас плавучести. Рабочая глубина погружения составляла 100 метров.
Для снижения радиолокационной и акустической заметности корпус подводного крейсера был покрыт каучуковым составом, который не отражал звуковые волны сонара, что правда не сильно повлияло на снижение шумности подлодки.
На борту подводной лодки были установлены восемь носовых 533-мм торпедных аппарата с запасом 20 торпед, 140-мм палубное кормовое орудие и десять 25-мм зенитных автоматов.
Над корпусом, в центральной части лодки, были размещены сдвинутая к левому борту рубка и авиационный ангар для хранения четырёх самолётов (три в готовности к применению и один разобранный). Спереди ангар закрывался мощной гермодверью. Доступ к самолётам осуществлялся через люк в полу, что позволяло начинать предполётную подготовку ещё до всплытия на поверхность. Время подготовки самолёта к вылету составляло 15 минут. В состав авиационного боезапаса входили четыре авиационные торпеды, три 800-кг и двенадцать 250-кг авиабомб.
Ударные гидросамолёты специально разработанные для проекта получили наименование М6А1 «Сейран» («Гроза среди ясного неба»). Это был цельнометаллический гидросамолёт приспособленный для размещения на подводных лодках океанского класса. Он имел длину 11,6 метров, размах крыльев 12,3 метра, радиус действия 654 мили. Дальность полёта могла быть увеличена до 1 500 миль путём крепления дополнительных топливных баков, при условии полёта в один конец. Самолёты хранились в ангаре с отсоединёнными поплавками и сложенными крыльями. После приведения в боевое состояние, взлёт самолёта осуществлялся при помощи катапульты. По возвращении самолёт приводнялся и поднимался на борт с помощью крана.
Первый подводный авианосец I-400 вошёл в состав Императорского флота 30 декабря 1944 г., вторая субмарина I-401 была передана флоту 8 января 1945 г. Третью подлодку I-402, практически достроенную, вернули в док и начали спешно переделывать в подводный танкер. На этом время и ресурсы закончились. Строительство четвёртой субмарины I-403 прекратили в марте 1945 г. Последняя подлодка I-404 была случайно уничтожена на верфи в результате авиационного налёта.
Вошедшие в строй подводные авианосцы составили основу 1-го подводного ударного дивизиона. В состав подразделения были также включены менее крупные авианесущие субмарины I-13 и I-14, спущенные на воду в декабре 1944 г и марте 1945 г. соответственно.
Первым заданием дивизиона должен был стать удар бактериологическим оружием по Западному побережью США и островам Тихого океана. Предполагалось сбрасывать в густонаселённых районах контейнеры с крысами и насекомыми, заражёнными микробами бубонной чумы, холеры, тифа и других эпидемиологических заболеваний. Однако в последний момент японцы от плана отказались.
Рассматривая возможности боевого применения подводных авианосцев, японское командование решило вернуться к атаке на Панамский перешеек. Однако на этом этапе войны мощная противолодочная и противовоздушная оборона США, делали использование авианесущих субмарин практически безнадёжным предприятием. Оставалось уповать только на эффект внезапности. Подводные лодки должны были пройти Индийский океан, обогнуть Африку и нанести удар по шлюзам со стороны Атлантики.
Дивизион был размещён на острове Хонсю, где начал готовиться к походу. Пилоты проходили интенсивные тренировки. Особое внимание уделялось взлёту с подлодок и бомбометанию. В горах были возведены макеты шлюзов на которых производилась отработка боевых задач.
К лету 1945 года положение Японии ухудшилось настолько, что удар по Панамскому каналу ничего изменить уже не мог. Поход был отменён. Командир дивизиона капитан I ранга Аридзуми попытался было отстоять операцию, но японское командование решило использовать подводные авианосцы для более насущных проблем. Дивизион был направлен на поиск американских авианосцев в район атолла Улити. Для нанесения максимального ущерба противнику лётчикам предписывалось действовать методами камикадзе.
Находясь на боевом задании 15 августа 1945 г. авианесущие субмарины I-400 и I-401 получили известие о капитуляции Японии. Следом пришёл приказ уничтожить документацию, вооружение и двигаться в надводном положении для сдачи в ближайший порт. На флагманской субмарине I-401 самолёты были установлены на катапульту и выброшены за борт. По прибытии в Токийский залив командир дивизиона капитан I ранга Аридзуми застрелился. На I-400 поступили проще, самолёты просто столкнули в воду. В море субмарина была перехвачена американским эсминцем и командир Тошио Кусака сдал лодку высадившейся на борт призовой партии.
С окончанием боевых действий подлодки были переведены в Пёрл-Харбор и тщательно изучены. Советская сторона потребовала обеспечить доступ к субмаринам своих специалистов. Не желая делиться секретом с потенциальным противником, американцы вывели субмарины в море и потопили.
Авианесущие подводные лодки серии I-400 оставались самыми крупными субмаринами в мире до середины 1960-х годов, а по автономности и дальности плавания они до сих пор сравнимы с современными образцами кораблестроения. Некоторые исследователи морского флота считают, что именно они вдохновили конструкторов на постройку подводных атомных ракетоносцев.
В продолжение темы "стальных монстров", хочу предложить Вам ещё статьи о флоте:
ДВОРЕЦ ДЖИННА. ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ "ЭДЖИНКОРТ"
ПОДВОДНЫЕ МОНСТРЫ АДМИРАЛА ФИШЕРА.
СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ ПОГРОМ. ПЕРВОЕ БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ УПРАВЛЯЕМЫХ АВИАБОМБ
АВИАНЕСУЩИЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР "СЮРКУФ" (ЧАСТЬ 1).
АВИАНЕСУЩИЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР "СЮРКУФ" (ЧАСТЬ 2)
НОЧЬ "ДЛИННЫХ МЕЧЕЙ". СРАЖЕНИЕ ПРИ ТАССАФАРОНГЕ.
Спасибо что дочитали до конца. Если понравилась публикация ставьте "лайк" и будете видеть посты чаще. И конечно же, подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного.