Немного в истории человечества таких людей, которые способны идти своим путем поиска истины, невзирая на многовековые авторитеты, стереотипы, стандарты. Именно такие исследователи в области познания мира, человека, его сути, в области познания эволюции разума и двигают человечество вперед, к непрерывному развитию. Один из них — наш земляк Талгат Акбашев. Талгат Фоатович родился в Кармаскалинском районе Башкирии и стал «гражданином мира».
Кто же он? Физик-кибернетик, кандидат педагогических наук, автор научной теории «Эволюция Разума», уникальных технологий «Развивающаяся кооперация и самоорганизация» и «БиоРезонанс АТФ».
В 90-е годы широко известен как педагог-новатор, собиравший тысячные аудитории с циклом публичных выступлений и лекций по новому образованию. Автор и ведущий экспериментальных лабораторий, исследующих эволюционную память человека, развитие врожденной одаренности, развитие потенциальных возможностей человеческого организма и принципов его саморегуляции.
Автор более 140 научно-популярных статей и книг. Главная из них, «Путь Разума», отмечена общественной премией «За открытие, не имеющее аналогов в развитии материалистической теории отражения».
Сегодня Талгат Акбашев — ведущий семинаров-тренингов и авторской школы «Эволюция Разума». Семинары-тренинги проходят по всему миру и России, в самых известных «местах силы», среди которых Алтай, Байкал, горы Урала и Саяны.
На одном из таких тренингов мне посчастливилось побывать недавно. И, конечно же, по своей журналистской привычке, я не преминула задать несколько вопросов.
— Талгат Фоатович, я понимаю, что с вами можно беседовать очень долго, но поскольку нельзя объять необъятного, хотя бы обозначьте некие реперные точки своей жизни и судьбы. С чего все началось?
— «Разбудили» меня в мае 1969-го года в конце третьего года службы в Советской Армии. Именно разбудили, а не «пробудился». Это событие до сих пор (через 44 года!) так и стоит перед моими глазами. Уссурийская тайга, четвертое утро ночных учений по противовоздушной обороне. Взвод спит, караул бродит, я сижу на кедре рядом с полковником на поваленном кедре. Обсуждаем результаты. Он курит. Иногда замолкаем. В один из таких мгновений я оказался как бы в полусне: перед глазами сверкнула яркая вспышка. Вздрогнул, открыл глаза — не сплю! Снова закрыл в недоумении. И вдруг перед внутренним взором разворачивается большой панорамный экран! Провел еще несколько опытов (почему-то не было страха!) то закрывая, то открывая глаза. «Наваждение» не исчезло. С экрана, как бы вынесенного за пределы Земли, на меня наплывала наша планета. Планета, искореженная последней войной. Планета, на которой нет жизни. Ни-ка-кой! С кедра я, деревенский пацан, слез иным человеком.
— От чего Вы отталкивались в своих научных изысканиях далее?
— Уже к 1972-ому году мне стало окончательно ясно: никакими изменениями в областях внешней для нас жизни (политика, экономика,...) не остановить те разрушительные процессы, которые как ком нарастают по всей планете. Серьезные ученые и тогда, и сегодня термин «устойчивое развитие» относят к параметрам среды обитания человека. В то же время сегодня все больше людей ясно понимает: если источник разрушения жизни сам человек, то решение глобальных проблем может быть найдено только в человеке, в целенаправленном изменении устройства сознания людей и народов Земли! За эти годы понял, что все зависит от того, с каким сознанием из школ выходят наши дети! Но с чем таким, что относится к разряду планетарной ответственности, могли бы выйти из стен школ наши дети?
Стал искать и читать материалы, содержащие информацию, которая могла бы пролить свет на НЕЧТО из ряда вон выходящее в понимании человека, — философию, психологию, мифологию народов! Нашел в совершенно неожиданном месте! Ибо понял, что к образованию физика мне надо добавить документ, дающий право работать с детьми. К изумлению профессоров факультета физики Башкирского государственного педагогического института, где я тогда учился, я попросил добавить в число моих госэк-заменов педагогику и психологию!
— Какой человек в истории науки, педагогики дал толчок, задал направление всей вашей научной исследовательской деятельности?
— Четыре века тому назад в Чехии жил человек, еще не написанные книги которого ждали короли Европы. И не просто ждали. Все, что выходило из-под его пера, буквально через шесть-семь месяцев ложилось на их стол. И это — во времена непрекращающейся войны, когда чешский народ вынужден был десятилетиями жить в скитаниях, это во времена, когда типографии — редкость, транспорт — кони, телеграфа нет! Что могло быть такого в этой личности, слова которого ждали короли? «Пансофия», или «Сверхмудрость», — так называлась серия его трудов, где он собирал знания всех времен и народов. Звали его Ян Амос Коменс-кий. Собирал в лагерях беженцев детей и учил их писать, и читать. Непривычными были его взгляды как на жизнь, так и на детей. Природосообразность - вот принцип, который он утверждал в обучении детей. Сообразно природе Человека как божественного творения. «Цель образования — Богочеловек», — пишет он в своей книге «Великая Дидактика». «Школа — Академия Вечности»! До сих пор живу под влиянием этих фраз
— Как проходило осознание идей великого педагога прошлого?
— Где могли быть найдены ответы? Конечно же, думал я, у тех ученых, которые занимаются проблемой творческого мышления и детской одаренности. Стал ездить по конференциям, читать их работы. Первое озарение «пришло» в 1984 году. Наблюдения за работой студенческого клуба «Сократ» привели к странному, на первый взгляд, выводу: способность к генерированию идей не зависит от уровня интеллекта! Человек, попадая в определенное состояние, начинает работать как самовозбуждаюгцийся генератор! И дана эта возможность каждому из нас! Так родилось определение: «Одаренность — это проявление избытка энергии в значимых для человека социальных формах»! И... все! Так проблема творческого мышления из области интеллектуальных технологий перешла в область энергетического потенциала человека.
Дальше все пошло как бы само собой. В каких формах энергия человека бурлит без остановки? Только в одной
— игре! Начал учиться работать с детьми и студентами в форме различных проектных игр. Создал собственную технологию проектной игры по обучению многоуровневому диалогу («Интегратор АТФ»). В последующие годы выделил для себя три феномена, на которых стоит обратить особое внимание. Первый: и дети, и взрослые при регулярных игровых практиках очень скоро начинают выдавать знания, которых не было в их опыте, и которые они нигде не могли прочитать. Откуда эти знания? Второй феномен — смысл! Игра не имеет цели. Но для ребенка она имеет смысл! Откуда ребенок в процессе игры получает смысл? И третий феномен: откуда сутками играющий ребенок берет энергетические ресурсы? В конце игры он не утомлен, не похудел, и не требует пищи!
— И как далее проходили «этапы большого пути»?
— Исследования первого феномена — «знаний из ниоткуда» — привели к открытию в 1986 году эволюционной памяти (к этому времени наука оперировала понятиями «генетическая» и «филогенетическая» виды памяти!). Стало понятно, что человек «помнит» рождение Вселенной! Исследования второго феномена — источника смысла игры — привели к различению понятий «ум» и «разум». Разум
— это не ум и не интеллект. Это нечто, что скрывается за умом. Ра-за-умом! Исследования в этом направлении привели к пониманию того, что человек — воплощение чего-то значительно большего, чем он сам! Именно прикосновение в себе к «чему-то неизмеримо большему» и наполняет человека смыслом! Так возникло направление, которое получило название «Механизмы эволюции Разума»! Именно на этом пути было установлено, почему целью образования должен стать путь к Богочеловеку! И, наконец, исследование феномена энергетических ресурсов игры привело к осознанию квантомеханического характера взаимодействия человека и пространства. Именно здесь и было установлено, что организм человека скроен из «ткани», способной к жизни без угасания. «Школа — Академия Вечности!» — эта фраза Яна Амоса Коменского из псевдорелигиозной формулы превратилась для меня в девиз всей жизни! Было установлено, что для включения неисчерпаемых энергетических ресурсов Вселенной в себе каждому достаточно настойчиво развивать всего две способности: способность к внутреннему вниманию и способность к чувствованию! Так родилась моя система техник «Биорезонанс - АТФ».
— И что же дальше?
Светлана ГАФУРОВА
— Многочисленные выступления на конференциях показали, что можно потратить свою жизнь на аргументирования и ничего не успеть сделать для людей. Я пошел иным путем. В 1986 году в Уфе родилось движение «Образование ради жизни». Через год оно стало международным. Первый конгресс «Образование граждан мира», организованный нами в 1993 году в Москве, показал, что мы на верном пути. Всего за три месяца после объявления конгресса 40 стран мира прислали свои делегации!
Именно на этом конгрессе появилась программа «Человек Звездный!», направленная на пробуждение глубинного потенциала человека, как энергетической системы. Это и стало основным делом тренинговых групп, где шла (идет и сегодня!) подготовка исследователей феноменов человека как космопланетарного явления.
— Талгат Фоатович, я знаю, что у вас много последователей и учеников. В каких областях жизни они трудятся, чего достигают?
— В самых разных. И в государственных структурах, и в бизнесе, и в образовании, и в спорте, и в проектной деятельности, и в области психологии, целительства. Природосообразные технологии очень просты и понятны. Но истину я никому не навязываю. Ее нельзя вбить в голову человека готовой. Ее можно познать только в результате совместного поиска, совместных исследований. А этот путь беспределен.
— И традиционный для нашей газеты вопрос: что вы понимаете под словом «культура»?
— На протяжении всей своей истории существования человек стремился к улучшению качества жизни, а значит, к культуре — питания, одежды, отношений, ремесла, выражения своих чувств и т. д. При этом, естественно, возникали вопросы, как и что сделать для улучшения качества жизни, чтобы сохранить достигнутое и достичь желаемого, как обеспечить безопасность свою, своей семьи, своей общины. Одним словом, как обустроить жизнь свою. Отвечаю: надо обустроить сначала свое мышление.
Я очень сожалею, что ни школа, ни вуз, ни семья не придают значения организации ментального пространства человека. Следствием этого является непонимание человеком того, под хаосом каких обстоятельств он живет, чем он управляется, и куда идет его личная жизнь под давлением этих обстоятельств.
Культура — понятие многогранное, но какую бы сферу жизни мы ни затронули, мы обязательно коснемся отношений человека к самому себе и миру, частью которого он является, а также мира чувств, в нем возникающих. Можно много говорить и писать о высокой культуре различных сторон жизни человека, но слова так и останутся словами, пока не будет в обществе культуры чувствования. Человек, обладающий этой культурой, становится мудрым.
— Спасибо вам, Талгат Фоатович, за тот мощный импульс, который вы придаете каждому человеку, который так или иначе волей судьбы встречался с вами!